СТАНОВЛЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ЮНОШЕСКОГО СПОРТА

СТАНОВЛЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ЮНОШЕСКОГО СПОРТА

В.Филин

Российская государственная академия физической культуры,
Москва, Россия

В процессе общественного развития возник ряд научных дисциплин, призванных глубоко и всесторонне отображать сущность явлений физической культуры и спорта, раскрывать закономерности, расширять и углублять знания об эффективных средствах, методах и формах организации их воздействия на духовное и физическое развитие человека. В последние десятилетия сформировался новый раздел теории спорта - теория и методика юношеского спорта - совокупность знаний об основном содержании, формах построения и условиях спортивной подготовки детей, подростков, юношей и девушек, о наиболее существенных и общих для различных видов спорта закономерностях данного педагогического процесса.

Педагогические и медико-биологические основы теории и методики юношеского спорта заложены в научных трудах П.Ф.Лесгафта, В.В.Гориневского, их соратников и последователей. Весомый вклад в разработку этой научно-учебной дисциплины внесли работы А.Д.Новикова, Н.Г.Озолина, Р.Е.Мотылянской, Л.П.Матвеева, В.С.Фарфеля, В.П.Филина, Н.А.Фомина, М.Я.Набатниковой, Н.Ж.Булгаковой, В.К.Бальсевича, Ю.Г.Травина, Ф.П.Суслова, В.М.Волкова, В.Г.Никитушкина и других специалистов.

В 60-х годах проф. В.П.Филин и коллектив сотрудников руководимой им лаборатории ВНИИФК положили начало становлению теории и методики юношеского спорта. Разработка этой научно-учебной дисциплины прошла в два этапа: от изучения частных вопросов методики тренировки, характерных для работ 1960-1970-х годов, до крупных обобщающих публикаций 1980-1990-х годов. Существенный научный вклад в разработку теории и методики юношеского спорта внесла кафедра теории и методики физического воспитания ГЦОЛИФК (РГАФК).

Важным событием явился выход в свет первого в мире учебного пособия для институтов физической культуры В.П.Филина "Теория и методика юношеского спорта" (1987), в котором освещены кардинальные положения юношеского спорта: организационные и программно-нормативные основы юношеского спорта, система соревнований, особенности реализации принципов спортивной тренировки в процессе подготовки юных спортсменов, методика воспитательной работы, система спортивного отбора, построение многолетней тренировки на всех ее этапах, планирование и контроль в процессе тренировки юных спортсменов.

Наиболее существенными научными достижениями отечественных ученых следует считать, что в их работах сформулированы основы системы многолетней подготовки юных спортсменов: определены этапы, преимущественная направленность тренировки на каждом из них, установлены оптимальные возрастные границы достижения высших результатов в видах спорта. Выявлены особенности состава средств, методов, организационных форм подготовки на этапах. Изложены основные методические положения, на основе которых должна строиться многолетняя спортивная тренировка.

Российские ученые первыми в мире выдвинули концепцию активного спортивного отбора и разработали методологию исследования различных аспектов этой проблемы. Разработаны концепция управления подготовкой спортивного резерва, эффективные организационные формы подготовки юных спортсменов (В.Г.Бауэр).

Здесь кратко охарактеризованы лишь некоторые проблемы, решение которых имело существенное значение для совершенствования системы подготовки юных спортсменов. В дальнейшем необходимо расширить фронт комплексных исследований, направленных на разработку важнейших направлений теории и методики юношеского спорта.

Перед наукой о спортивной подготовке детей, подростков, юношей и девушек поставлены ответственные задачи. Одной из важнейших является проблема совершенствования организационно-методических основ системы подготовки спортивных резервов.

В свете современных требований на одно из первых мест выдвигается проблема формирования личности юного спортсмена, нуждающаяся в расширении тематики исследований по воспитательной работе. Сохраняют актуальность исследования, направленные на решение организационно-методических вопросов спортивного отбора. Целесообразно продолжать разработку проблемы индивидуализации подготовки юных спортсменов.

Многочисленные исследования предстоит провести по вопросам организации и методики проведения занятий в различных типах спортивных школ, которые охватывают сотни тысяч детей школьного возраста.

Особую актуальность приобретают научно-прикладные исследования возрастных медико-биологических и психологических аспектов юношеского спорта.

Сложные условия перестройки, происходящей во всех сферах нашего общества, предъявляют повышенные требования к преобразованиям в области физической культуры и спорта. Предстоит, решительно избавляясь от недостатков в научных исследованиях, радикально повысить качество теоретико-методических разработок актуальных проблем юношеского спорта, тесно связать их с запросами спортивной практики.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Филин, В. Становление и перспективы развития теории и методики юношеского спорта // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 300-301.