ЗНАЧЕНИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ И ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ В УЛУЧШЕНИИ УРОВНЯ ТЕХНИКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 11 - 13 ЛЕТ

ЗНАЧЕНИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ И ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ В УЛУЧШЕНИИ УРОВНЯ ТЕХНИКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 11 - 13 ЛЕТ

Фриха Мохамед бен Хабиб

Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им.П.Ф.Лесгафта,
Санкт-Петербург, Россия

Введение. Техническая подготовленность спортсмена, его умение владеть различными приемами в футболе определяется во многом его способностями координировать свои движения и ориентироваться в пространстве.

Исследования ряда авторов (Талышев Ф.М., 1966, Masley J., 1953) показали, что при выполнении различных двигательных действий решающую роль играет какое-либо одно двигательное качество. Особое место в детском и юношеском футболе занимает координация движений, а упущение возможности ее развития в этом возрасте едва ли удастся наверстать позднее (В.И.Лях, 1989). Поэтому можно предположить, что развитие данных качеств у юных футболистов является фундаментом для дальнейших спортивных достижений.

В задачи настоящего исследования входило: 1) определение влияния координации движения и пространственной ориентации на уровень технической подготовленности юных футболистов; 2) разработка средств и методики для совершенствования координации движения и пространственной ориентации юных футболистов.

Методы. Для решения поставленных задач использовалась батарея тестов, рекомендованных для применения в детских-юношеских школах по футболу, а также тест Меньшикова Н.К. и оригинальные тесты, разработанные автром. Техническая подготовленность юных футболистов оценивалась по качеству выполнения основных технических приемов: удары на точность, ведение мяча и жонглирование.

В педагогическом эксперименте приняли участие футболисты 2-х команд СДЮШОР "Смена" города Санкт-Петербурга. Тренировки в экспериментальной группе проводились с учетом предложенной нами методики развития координации движений и пространственной ориентации. Были включены комплексы упражнений на развитие координации движений, пространственной ориентации и умения произвольного расслабления мышц. Объем времени отведенный на проведение этих комплексов составил 30% от общего тренировочного времени. Контрольная группа занималась по общепринятой программе в СДЮШОР "Смена". Полученные данные обработаны при помощи методов математической статистики.

Результаты. Результаты тестирования на координацию движений, ловкость, пространственную ориентацию, ведение мяча и удары на точность свидетельствуют об одинаковом уровне подготовки юных футболистов в экспериментальной и контрольной группах (табл. 1, 2). Наблюдалось лишь небольшое различие (p<0,05) в тесте на жонглирование, так как экспериментальная группа показала лучший результат по количеству раз жонглирования на 7,53.

После 3-х месячного эксперимента отмечается положительная динамика показателей в экспериментальной и контрольной группах практически во всех тестах. Результаты экспериментальной группы во всех тестах улучшились статистически достоверно, в то время, как в контрольной группе изменение не носит столь значительного характера. Особенно важно, что вследствие педагогического эксперимента юноши экспериментальной группы значительно улучшили свою техническую подготовленность: ведение мяча, удары на точность с различного расстояния и жонглирование мячом. Изменение в контрольной группе выражены менее значительно.

Таблица 1

Результаты предварительного тестирования на координацию движения, пространственную ориентацию и технику юных футболистов

Группы n Тесты
Координ. движения
(t, сек)
Ловкость
(t, сек)
Пространс. ориентация
(t, сек)
Жонглирование
(кол. раз)
Ведение мяча
(t, сек)
Удар на точность
(очки)
Эксп. 17 11,97±0,64 10,07±0,77 3,17±0,18 19,05±3,27 13,27±0,25 11,11±0,98
Контр. 19 12,32±0,32 9,67±0,74 3,23±0,14 11,52±1,51 13,19±0,23 9,52±0,78
p   p>0,05 p>0,05 p>0,05 p<0,05 p>0,05 p>0,05

Таблица 2

Результаты итогового тестирования на координацию движения, пространственную ориентацию и технику юных футболистов

Группы n Тесты
Координ. движения
(t, сек)
Ловкость
(t, сек)
Пространс. ориентация
(t, сек)
Жонглирование
(кол. раз)
Ведение мяча
(t, сек)
Удар на точность
(очки)
Эксп. 17 8,16±0,55 7,71±0,75 1,86±0,16 31,05±3,35 10,68±0,24 17,35±1,42
Контр. 19 11,69±0,40 10,99±0,65 2,24±0,18 16,89±2,48 12,45±0,13 10,73±0,74
p   p<0,05 p<0,05 p>0,05 p<0,05 p<0,05 p<0,05

Заключение: результаты проведенного эксперимента подтверждают гипотезу о значимости развития координации движений и пространственной ориентации для совершенствования техники юных футболистов, что в последующем влияет на эффективность их игровой деятельности, а также целесообразность использования предлагаемых средств и методик. Как показали наши исследования, такие сложные двигательные качества, как двигательная координация и пространственная ориентация развивается наиболее успешно, когда в предлагаемых в процессе тренировки упражнениях есть элементы новизны, непривычности и замысловатости. При этом важно, чтобы сами упражнения по своему содержанию были интересны юным футболистам и выполнялись с элементами соревнований или сопротивления соперника.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Фриха Мохамед бен Хабиб. Значение координации движений и пространственной ориентации в улучшении уровня техники юных футболистов 11-13 лет // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 301-302.