ПРИМЕНЕНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРИМЕНЕНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

А.Ефимов, И.Берестецкая, С.Костикова

Украинский государственный университет физического воспитания и спорта,
Киев, Украина

Введение. Формирование здорового образа жизни, воспитание в детском возрасте привычки к оптимальной двигательной активности многими авторами рассматривается как важнейший рычаг в системе управления здоровьем (Бальсевич В.К., Запорожанов В.А., 1987; Хрущев С.В., 1980, 1986, 1988; Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н., 1991; Лях В.И., 1990; Antoniotti A., 1974; Berg K. Et all, 1985).

Задача оздоровления детей и подростков является одной из главных в физическом воспитании, поэтому обучение их правильному дыханию, формирование навыков произвольного управления дыханием важно. В программу школьного курса "Валеология" вошли дыхательные упражнения, но многие учителя не знают методики правильного использования их в уроках.

Методика. Целью нашей работы было исследовать возможности использования специальных дыхательных упражнений на уроках физического воспитания в 1-3 классах и обосновать возможность их оздоровительного эффекта.

В процессе решения задач исследования, использовались следующие методы: анализ специальной литературы, анализ документальных материалов, анкетирование, изучение показателей заболеваемости; антропометрия (см); кистевая динамометрия (кг); спирометрия, жизненная емкость легких (ЖЕЛ, мл); функциональная проба (30 приседаний за 45 с); ортостатическая проба; индексы: жизненный индекс (ЖЕЛ, мл/рост, см), индекс мощности, индекс Робинсона, индекс Скибинского; дыхательные пробы: Штанге, Генче, Розенталя; артериальное давление; оценка уровня физической подготовленности: выносливость - бег на 1000 м, (мин., с); сила; скорость: бег на 30 м, (с); ловкость: челночный бег 4х9 м, (с); гибкость: наклон туловища вперед из положения сидя (см); обработка дынных исследования проводилась методами математической статистики, рассчитывались Х, G, m, P.

Исследования проводились в течении шести лет. В контрольном исследовании были обследованы ученики 1-3 классов в количестве 252 чел. (м. - 132, д. - 120). В экспериментальных классах проводились уроки физического воспитания с элементами дыхательных упражнений по системам Бутейко К.П., Стрельниковой А.Н., Микулина А.А., Иванова К.П., Ниши, гимнастики йогов.

Результаты. Результаты эксперимента свидетельствуют о том что, у детей, участвующих в исследовании по методу Бутейко К.П., уменьшилось количество дней пропущенных в связи с болезнью, (так в экспериментальном классе в 1993/94 уч.г. пропущено 2 040 часов за год, в 1994/95 уч.г. - 1 024 часа за год, 1995/96 уч.г. - 306 часов за год).

У детей, занимающихся по системе Стрельниковой А.Н., замечено положительное влияние на дыхательную систему: увеличилось время задержки дыхания в специальных пробах (танге, Генче), снизились частота дыхания (Д), объема жизненной емкости легких (ЖЕЛ), их максимальная вентиляция (ВЛ).

Использование специальных дыхательных упражнений вызывает интерес у учителей, потому что выполнение упражнений не требует специального оборудования и больших затрат.

Дети проявляют большой интерес к урокам физического воспитания, так как упражнения новые, эмоциональные. 80% детей, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинским группам, было переведено в основную.

Изменились результаты в тестах, особенно связанных с проявлением выносливости.

Тестирующие нагрузки, дополняя сравнительную оценку функциональных показателей дыхания школьников, позволили выявить сдвиги в развитии аэробной системы энергообеспечения и засвидетельствовали эффективность занятий специальными дыхательными упражнениями.

Выводы. Как показали исследования, внедрение оздоровительных дыхательных методик в практику физического воспитания школьников 1-3 классов позволит значительно повысить оздоровительных эффект уроков физической культуры, поможет укрепить здоровье детей, научит их самостоятельно заботиться о своем здоровье.

Литература

1. Детская спортивная медицина/Под ред. С.Б.Тихвинского, С.В.Хрущева - Руководство для врачей.-М.:Медицина, 1991.

2. Комков А.Г. Совершенствование программ по физическому образованию на основе анализа стиля жизни школьников// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1996, № 3, с.2-6.

3. Кузнецова Т.Д., Гурова О.А., Самбурова И.П., Соколов Е.В. Методика произвольного управления дыханием.// Физкультура в школе, 1995, № 6, с.24-27.

4. Лях В.И., Кофман Л.Б., Мейксон Г.Б., Копылов Ю.А. Передовой педагогический опыт в физическом воспитании школьников. Научный анализ. Проблемы. Находки. - РАО: МГФСР, 1992. - 97 с.

5. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков.-М.:Медицина, 1991.

6. Трилис С.К. Правильное дыхание - ключ к здоровью.// Физическое воспитание в школе. 1997,: "Педагогична преса", № 1, с.45-48.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Ефимов, А. Применение оздоровительных дыхательных упражнений в уроках физического воспитания детей младшего школьного возраста / Ефимов А., Берестецкая И., Костикова С. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 307-308.