ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ КАК ОСНОВА УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ КАК ОСНОВА УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Е.Комиссарова, Е.Чернышева

Великолукский государственный институт физической культуры,
Великие Луки, Россия

Стратегия и тактика обеспечения здоровья всего населения Российской Федерации зависит не только медицины и здравоохранения, но и от многих интегрированных отраслей науки, в частности, морфологии, психологии, педагогики, теории и методики физической культуры, ибо важно понимать, что речь идет о здоровье человека, существа биосоциального в особенности подрастающего поколения. Одним из важнейших средств укрепления здоровья детей и взрослого населения является физическое воспитание (ФВ). Переориентация ФВ для удовлетворения потребностей личности должны идти по пути индивидуализации методов и средств физической культуры, исходя из состояния здоровья и интересов личности (В.К. Бальсевич,1996). Основой индивидуализации ФВ у детей дошкольного возраста (ДДВ), подростков и юношей является интегративный принцип, предусматривающий особенности морфо-функционального состояния, генетическую принадлежность, состояние нервно-мышечного аппарата и становление личности в разные периоды онтогенеза (Б.А. Никитюк,1994,1995). Знание вышеуказанных параметров и подбор соответствующих средств и методов ФВ стимулирует укрепление здоровья и совершенствование межсистемных связей организма у ДДВ; обеспечивает развитие тренированности, обучение рациональной спортивной технике для достижения высоких спортивных результатов у подростков и юношей (В.П. Губа, В.Г. Никитушкин, В.П. Квашук,1997).

Учитывая вышеизложенное, целью данного исследования явилось: 1. Изучение индивидуальных особенностей морфологических показателей, генетических маркеров, уровня развития физических качеств и двигательных навыков у ДДВ, подростков и юношей. 2. Определение структуры оздоровительных занятий у ДДВ и тренировочного процесса у легкоатлетов-подростков и юношей.

Для решения поставленных целей были использованы методы: антропометрических измерений, соматотипирование по методике Р.Н. Дорохова (1991), дерматоглифика, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, анкетирование, статистическая обработка данных. В исследовании участвовали ДДВ 5-7 лет в количестве 34 человек, 80 подростков, специализирующихся в беге на короткие дистанции и студенты ВЛГИФК в возрасте 17-20 лет, в количестве 20 человек.

На занятиях оздоровительной направленности с ДДВ были использованы средства и методы ритмической гимнастики в период с 1995 по1997 гг. Группирование детей для занятий проводилось с учетом варианта развития(ВР). Установлено, что 50% девочек имели укороченный ВР "А" с преобладанием мезосомного типа, у 50% мальчиков отмечен растянутый ВР "С" и микромезосомный тип. Качественный анализ кожных узоров пальцев рук ДДВ показал, что узор типа " дуга" встречается в 20% случаев, завитки составляют 27%, а петли 53%. В течении 2-х лет исследований длина тела ДДВ увеличилась на 8,5 см, масса тела на 3,5 кг (Р=< 0.1) отмечено наибольшее увеличение мышечного и костного компонентов массы тела (Р=<0.1). Эффективность оздоровительных занятий оценивалась по итогам тестирования двигательных качеств, силы различных мышечных групп. Сравнительный анализ тестирования в конце эксперимента выявил лучшие показатели в мелкой моторике пальцев рук и динамический силе ног (Р=<0.1) у девочек "А" ВР. Мальчики "С" ВР показали наиболее высокие результаты в ловкости и скорости движений, динамической силе туловища (Р=<0.5). Таким образом, результаты исследования подтверждают мнение Б.А. Никитюка (1994) о подборе специфических упражнений для ДДВ с целью развития только двух физических качеств - гибкости и скорости, а также укрепление мелких мышечных групп кисти и стопы. Дети разных соматотипов обладают не только морфологическими различиями, но отличаются в показателях педагогического тестирования.

Для определения комплексной оценки индивидуальных особенностей физической подготовленности спринтеров 14-16 лет на этапе углубленной спортивной тренировки проведено исследование в период с 1994 по 1996 гг. Подросткам характерен мезосомный габаритный уровень с преобладанием кожного рисунка типа петля. В ходе эксперимента разработан комплекс педагогических контрольных упражнений позволяющий определить уровень развития ведущих физических качеств у спринтеров в пубертатный период, которые оказывают наибольшее влияние на спортивный результат. Определено три основных профиля бегунов спринтеров с преимуществен-ным развитием скоростных, силовых и скоростно-силовых качеств. По мнению В.Г. Никитушкина (1994,1995) основу индивидуализации тренировочного процесса составляет развитие превалирующих качеств, это обеспечивает наибольший прирост спортивных результатов. В наших исследованиях увеличение объема на 5-7% в год специфических нагрузок на развитие доминирующего качества у юных спортсменов обеспечивает прирост спортивного результата на 8-12% (Р=<0.5)

Структура тренировочного процесса бегунов на средние дистанции основывалась на индивидуальных особенностях спортсменов юношеского возраста. Исследования проводились на студентах в возрасте 17-20 лет в течении двух лет 1994-1996 гг. Соматотипирование выявило, что 12 человек обладают мезосомным типом, 5 человек микросомным типом. Изучение дактилотипов пальцев рук установило, что у 5 человек преобладают узоры "дуга" с высоким гребневым счетом, остальным спортсменам свойственны петлевые узоры в комбинации с завитками. Спортсменам с выраженными скоростно-силовыми качествами на 3-5% увеличено прыжковых упражнений, у бегунов с доминирующим силовым потенциалом объем силовых нагрузок увеличен на 5-7%. В начале и в конце эксперимента проводилось педагогическое тестирование. Результаты во всех контрольных нормативах по окончанию исследования возросли и достоверны (Р=<0.05). Данный факт свидетельствует о верном распределении нагрузок в годичном цикле с учетом индивидуальных особенностей строения и преобладающих физических качеств у спортсменов в возрасте 17-20 лет.

Список литературы

1. В.П. Губа, В.Г. Никитушкин, П.В. Квашук. Индивидуальные особенности юных спортсменов.-Смоленск.: Изд-во ТО информац.- коммер. агентство.1997.-219с.

2. Б.А. Никитюк. Принципы и приоритеты физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры.-1994.-№7.-с.5-7.

3. Б.А. Никитюк. Очерки теории интегративной антропологии.-Москва-Майкоп.: Изд-во Адыг. гос. универ-та, 1995.-202с.

4. В.Г. Никитушкин. Методология программо-нормативного обеспечения многолетней подготовки квалифицированных юных спортсменов: Автореф.дисс.... док.пед.наук.-М.,1995.-30с.

5. Система подготовки спортивного резерва. Под.ред. Никитушкина В.Г.,М., 1993.-318с.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Комиссарова, Е. Индивидуальный подход в физическом воспитании как основа укрепления здоровья детей и подростков / Комиссарова Е., Чернышева Е. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 308-309.