ВОЗДЕЙСТВИЕ НОВОЙ ПРОГРАММЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЗАКАЛИВАНИЯ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

ВОЗДЕЙСТВИЕ НОВОЙ ПРОГРАММЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЗАКАЛИВАНИЯ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

Ю.Лебедев, Е.Устинов

Научно-исследовательский институт физической культуры,
Санкт-Петербург, Россия

Учебные нагрузки, посильные здоровым, нормально развитым школьникам, для детей с ослабленным здоровьем вызывают перенапряжение умственных и физических сил. Подавляющее большинство учеников, отстающих, неуспевающих в начальных классах, школьно -дезадаптированных, это именно дети со слабым здоровьем, имеющие пограничные и болезненные проявления в нервно- психической сфере.

Отсутствие рациональных физических нагрузок в первую очередь сказывается на развитие таких болезней, как ожирение, диабет, неврозы, нарушение осанки, плоскостопие. Снижаются функциональные резервы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, устойчивость к различного рода инфекциям, простудам, нервно-психическим стрессам.

Другая актуальность проблемы в том, что в зоне Чернобыльского варианта загрязнения (ВЗ) двигательная активность детей и подростков для поддержания должного уровня физического разви тия должна быть усилена. Трагедия в Чернобыле заставила глубже исследовать, больше наблюдать. Врачами было замечено, что те, кто давно обливался холодной водой избежали болезней, связанных с радиоактивным излучением.

В связи со спецификой закаливания происходит изменения в работе нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также в терморегуляторном аппарате (1-7). При понижении температуры окружающей среды происходят сдвиги в обмене веществ. Причем резкое повышение обмена веществ происходит при движении, незначительное - при полном покое (Д.Харре, 1971).

Методы исследования: тесты физической подготовленности, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, математическая статистика.

Организация исследования: исследование проводилось на базе школы N13 и N36 г. Старый Оскол. В эксперименте приняли участие 62 учащихся (37 - экспериментальная группа, дети с ослабленным здоровьем и 25 -контрольная) в возрасте от 7 до 9 лет.

Результаты исследования. Отличительными особенностями экспериментальной программы явились:

1. Включение закаливающих процедур в плановые занятия физической культурой;

2. Комплексное использование средств закаливания на уроке физкультуры - воздушные ванны и босохождение (в течение урока), обтирание (5%) или обливание холодной водой, закал-бег (5%);

3. Использование в занятиях эмоционального фона - музыкальное сопровождение, пение в процессе выполнения ходьбы и бега;

4. Участие родителей в контроле за выполнением домашних заданий по закаливанию.

Влияние экспериментальной программы проявилось в повышении успеваемости на 15%, сокращению простудных заболеваний в 2,8 раза.

Практическая значимость состоит в официальном утверждении программы на уровне город-область и внедрении ее в школе N13.

Результаты и обсуждение. Важная роль в решении проблемы физи ческой подготовленности, укрепления здоровья и предупреждения простудных заболеваний принадлежит закаливанию.

В процессе эксперимента показатели физической подготовленности у опытной группы выше по отношению к контрольной: в беге на 30 м. на 10,4%, в выносливости на 32.4%, прыжки в длину 16.5%, в подтягивании прирост одинаков, силовая выносливость на 44.6%, гибкость 9.7%, быстрота 35% и т.д.

Выводы. Проведенный эксперимент позволяет констатировать:

- выбранные средства и методы закаливания: воздушные и солнечные ванны, водные процедуры и закал-бег позволяют достаточно полно решить поставленные задачи;

- использование природных средств закаливания в процессе проведения программных мероприятий способствовало повышению физической и умственной работоспособности, укреплению здоровья.

Литература

1. Аринчин Н.И., Земцов В.Г. Теоретические и практические проблемы действия низких температур на организм.- Л.: Наука,1975.- С.14-15.

2. Зимкин Н.В., Коробков А.В. Повышение устойчивости к действию проникающей радиации, перегреванию и охлаждению.-Теория и практика физической культуры, 1960, N5.- С.345-350.

3. Койранский Б.Б. Простуда и борьба с ней.- Л.: Медицина, 1964. - 220 с.

4. Крамских В.Я. Воздух закаливает и лечит.- М.: Медицина, 1974.- 64 с.

5. Лаптев А.П., Минх А.А. Гигиена физической культуры и спорта.- М.: Физкультура и спорт, 1979.- С.68-144.

6. Маршак М.Е. Физиологические основы закаливания организма человека.- Л.: Медицина, 1965.- 232 с.

7. Учение о тренировке. Пер. с нем. /Под ред. Д. Харре.- М.: Физкультура и спорт, 1971.- 228 с.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Лебедев, Ю. Воздействие новой программы физической культуры с элементами закаливания на физическую подготовленность школьников / Лебедев Ю., Устинов Е. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 310-311.