СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНОШЕЙ-СПОРТСМЕНОВ

СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНОШЕЙ-СПОРТСМЕНОВ

А.Логинов

Московская государственная академия физической культуры,
Малаховка, Россия

Проблема оптимизации соотношения объемов и режимов общеразвивающих (ОФП) и специализированных для конкретного вида спорта (СФП) тренировочных нагрузок на начальном этапе спортивной специализации остается весьма актуальной. Эта проблема усугубляется сложностью измерения и оценки уровней функциональной подготовленности юных спортсменов как основного критерия эффективности и безопасности тренировочного процесса.

Нами использован аппаратурно-методический комплекс тестирования функциональной подготовленности спортсменов(В.С.Фомин,1984). Диагностический комплекс предусматривает тестирование: по психическому компоненту - ситуативная психическая устойчивость (СПУ), анализ соревновательной ситуации (СС) и прогнозирование собственных действий (ПСД), психическая реализация действий (ПРД); по нейродинамическому компоненту - возбудимость (ВКП), подвижность (ПКП) и устойчивость корковых процессов (УКП), напряженность вегетативной регуляции (НВР); по энергетическому компоненту - аэробная работоспособность (ЭР) и выносливость (ЭВ); по двигательному компоненту (с учетом тяжелой атлетики) - прыжок в высоту с места (ПВА), становая динамометрия (СТС), относительная мышечная масса (ОММ) и индекс мышечной силы (ИМС). В соответствии с использованной методикой исходные результаты комплексного тестирования с помощью специальных формул преобразовывались в нормализованные единицы (от 0 до 1,0) и представлялись в виде графика - "функционального профиля спортсмена".

Исследования были проведены на базе детско-юношеской спортивной школы. В качестве испытуемых в эксперименте принимали участие юные спортсмены (14-16 лет), специализирующиеся в секциях тяжелой атлетики, классической борьбы и плавания. Всего обследовано 45 спортсменов, отобранных по принципу случайной выборки, по 15 человек в каждом виде спорта. Проведено двукратное комплексное тестирование функциональной подготовленности юных спортсменов с интервалом в три месяца.

Результаты обследования показали, что достоверных изменений психической подготовленности исследуемых группах юных спортсменов между первым и вторым тестированием не произошло. Отмечены лишь отдельные особенности, так, например, показатель АСС стал достоверно выше у тяжелоатлетов, по сравнению с пловцами (0,74 и 0,56 н.ед.), ПСД оставался достоверно самым высоким у борцов - 0,73 н.ед., а ПРД - достоверно ниже у тяжелоатлетов, чем у борцов и пловцов.

По результатам тестирования нейродинамического компонента существенных различий также не было обнаружено, по сравнению с первым обследованием.

Энергетическая подготовленность имела те же особенности, что и в первом обследовании. Тяжелоатлеты имели статистически достоверно самые низкие показатели по аэробной и анаэробной подготовленности. Так например, у тяжелоатлетов показатель АЭР составлял всего лишь 0,18 н.ед. против 0,30 н.ед. у борцов и 0,31 н.ед. у пловцов. АНР у тяжелоатлетов был 0,20 н.ед., у борцов - 0,27 н.ед., а у пловцов 0,30 н.ед. (P< 0,05).

Тестирование двигательного компонента также, как и в первом обследовании показало, что юные тяжелоатлеты обладают по выбранным нами преимущественно силовым показателям более высоким уровнем подготовленности.

Таким образом, проведенное двукратное тестирование функциональной подготовленности юных спортсменов позволило выявить уже на втором году целенаправленных тренировок отличительные особенности тренировочного процесса в исследованных видах спорта.

В то же время, особенности психики и нейродинамики лишь только начали складываться у юношей 14-16 лет под воздействием специализации (отличия были недостоверны). Низкий уровень энергетической подготовленности в сочетании с высокими показателями силовой подготовленности у юных тяжелоатлетов свидетельствовали об узкой специализированности тренировочного процесса. Такая тактика ранней специализации в подготовке тяжелоатлетов едва ли может способствовать росту спортивных результатов и безусловно не способствует гармоничному развитию личности юношей.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Логинов, А. Структура и особенности функциональной подготовленности юношей-спортсменов // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 311-312.