ДИНАМИКА ФАКТОРНОЙ СТРУКТУРЫ И ВЗАИМОСВЯЗИ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ХОККЕИСТОК НА ТРАВЕ

ДИНАМИКА ФАКТОРНОЙ СТРУКТУРЫ И ВЗАИМОСВЯЗИ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ХОККЕИСТОК НА ТРАВЕ

Е.Федотова, Е.Киселева

Российская государственная академия физической культуры,
Москва, Россия

Введение. Важнейшей составляющей эффективного управления тренировочным процессом является не только знание динамики отдельных показателей подготовленности, но и определение их оптимального соотношения, выявление ведущих факторов, которые в наибольшей мере влияют на достижение высокого спортивного результата, определяемого показателями игровой эффективности и активности, на разных этапах многолетней спортивной тренировки. Особый интерес представляет изучение взаимосвязи и взаимозависимости параметров физической и технической подготовленности, структуры комплекса этих показателей на этапах многолетней тренировки хоккеисток от групп начальной подготовки (10-11 лет) до групп спортивного совершенствования (17-18 лет) в системе ДЮСШ и СДЮШОР.

Методика исследования. Было обследовано 118 спортсменок разного возраста (10-17 лет) и квалификации, специализирующихся в хоккее на траве. В число тестов для определения и оценки уровня их физической и технической подготовленности вошли контрольные упражнения, разработанные и апробированные на практике ранее (А.А.Чатинян, 1986). Обработка полученных данных, корреляционный, канонический и факторный анализ проводились на ЭВМ IBM с использованием статистической графической системы STATGRAPHICS Plus.

Результаты исследования и их обсуждение. Возрастная динамика исследуемых показателей в целом сходна с динамикой аналогичных показателей девочек и девушек-неспортсменок. Однако отмечены и определенные различия. Так, если у девушек, не занимающихся спортом, происходит стабилизация ряда двигательных качеств, а в некоторых случаях и их ухудшение, то здесь, благодаря целенаправленным тренировочным воздействиям, наблюдается их дальнейшее развитие, что и отражает динамика результатов тестов. Полученные данные свидетельствуют, что совершенствование спортивной квалификации хоккеисток зависит от роста физических качеств и технической подготовленности, которые, в конечном итоге, отражаются на уровне игровой эффективности, качестве выполнения тех или иных игровых действий. В этой связи большой интерес вызывает установление корреляционной зависимости между степенью владения отдельными техническими приемами и уровнем развития физических качеств, а также показателями физического развития спортсменок. Полученные корреляционные матрицы проанализированы по трем основным направлениям: 1) динамика взаимосвязи показателей физической и технической подготовленности; 2) динамика взаимосвязи показателей физической подготовленности и физического развития; 3) динамика взаимосвязи показателей технической подготовленности и физического развития. Основная тенденция в динамике взаимосвязи параметров физической и технической подготовленности - уменьшение тесноты корреляции между показателями "чистой" техники и уровнем развития двигательных качеств, с одной стороны, и усиление взаимосвязи результатов в тестах с ведением мяча и обводкой и тестами, оценивающими скоростно-силовые проявления, с другой. Первое объясняется постепенной дифференциацией способностей к разным видам двигательной деятельности - с возрастом они становятся все более независимыми. Второе - повышением уровня технической подготовленности спортсменок, в результате чего временные затраты непосредственно на обработку мяча или на обегание стоек имеют меньший удельный вес в общем времени выполнения теста и результат все больше зависит от скоростных и скоростно-силовых качеств.

Следующим шагом исследования стало проведение канонического корреляционного анализа, дающего возможность выявить максимальные связи между двумя группами показателей. Анализ возрастной динамики полученных коэффициентов показывает, что к 12-14 годам (на этапе начала спортивной специализации) происходит некоторое ослабление взаимосвязи физической и технической подготовленности, а затем канонический коэффициент достигает начального уровня (к 15-16 годам) и даже превышает его (на этапе спортивного совершенствования). Можно предположить, что на этапе начальной спортивной специализации, происходит перестройка структуры взаимозависимости показателей физической и технической подготовленности хоккеисток.

Для исследования структуры физической и технической подготовленности спортсменок разных возрастно-квалификационных групп был проведен факторный анализ комплекса исследуемых показателей. В структуре подготовленности юных хоккеисток фактор физической подготовленности является доминирующим на всех этапах становления спортивного мастерства: вклад его в общую дисперсию для разных возрастно-квалификационных групп колеблется в пределах 27-34 %. Однако, если на начальных этапах этот фактор наполнен показателями, отражающими как специальную, так и общую сторону физической подготовленности, то к моменту перехода спортсменок в группы спортивного совершенствования специальная и общая подготовленность представлены уже двумя самостоятельными факторами (соответственно 27 и 9 %). Особенности телосложения и темпы биологического развития организма спортсменок - фундамент проявления основных физических качеств и точного выполнения технических действий. Этот фактор, компонентами которого являются росто-весовые соотношения и оценка биологической зрелости, вошел в число ведущих на всех этапа подготовки хоккеисток. Однако, и его значимость не остается неизменной, а ее динамика представляется довольно интересной. Уже для хоккеисток возрастно-квалификационной группы 10-11 лет этот фактор достаточно важен (14 %), но на следующем этапе - 12-14 лет, в так называемый пубертатный период, критический в биологическом развитии и характеризующийся ярко выраженными перестройками всех функций организма, связанными с процессом полового созревания, - значимость этого фактора еще более возрастает и достигает величины 20 %. В следующей возрастной группе (15-16 лет) происходит существенное снижение значимости этого фактора и, как и для группы хоккеисток 17-18 лет он представлен лишь показателями, характеризующими особенности телосложения хоккеисток. Не остается неизменной и значимость технической подготовленности: роль ее неуклонно возрастает (с 13 до 22 %). Особенно заметно это в группе хоккеисток 12-14 лет - возрасте, "запретном" по отношению к значительным нагрузкам, направленным на повышение уровня физической подготовленности и достаточно благоприятном для совершенствования технических возможностей. Проведенный факторный анализ показал, что и по составу показателей, образующих ведущие факторы, и по значимости этих факторов, хоккеистки 15-16 лет уже вплотную приближаются к спортсменкам более высокой квалификации. И на практике в команды мастеров наиболее перспективные хоккеистки чаще всего подключаются именно с этого возраста. Поэтому и процесс подготовки спортсменок в ДЮСШ и СДЮШОР должен быть построен с учетом необходимости достижения соответствующего уровня физической, а в еще большей степени технической подготовленности хоккеисток уже на этом этапе многолетней спортивной тренировки.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Федотова, Е. Динамика факторной структуры и взаимосвязи физической и технической подготовленности юных хоккеисток на траве / Федотова Е., Киселева Е. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 314-315.