ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЕТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ В МОСКВЕ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЕТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ В МОСКВЕ

Е.Кузьмичева

Российская государственная академия физической культуры,
Москва, Россия

Состояние и тенденции развития физической культуры и спорта в г.Москве требуют внесения существенных изменений в систему организации, управления физкультурным движением, концентрации имеющихся и выделяемых ресурсов на трех сформировавшихся уровнях территориально-административного деления города; а так же активного привлечения к созданию и эффективному использованию условий для физкультурно-спортивных занятий населения всех заинтересованных государственных, ведомственных, общественных органов и коммерческих структур.

В работе использовались следующие методы исследования: анализ литературы по проблеме, анализ нормативных документов, регламентирующих формирование материально-технической базы физической культуры и спорта, анкетирование, натурные обследования физкультурно-спортивных сооружений, методы математической статистики.

Программа развития физической культуры и спорта в г.Москве на 1998-2000 годы и на период до 2010 года, предусматривает первоочередные и долгосрочные меры территориально-ведомственного развития в муниципальных районах, административных округах и городе в целом, как единой системы организации и управления физкультурным движением в столице. Наиболее важные моменты коррекции системы организации и управления физической культуры и спорта в г.Москве состоят в следующем: 1. Введение системы государственных социальных заказов на проведение физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением города и контроля их выполнения на основе договоров Мосгорспорткомитета с учебными заведениями, предприятиями, спортивными федерациями и другими организациями, полностью или частично финансируемых за счет бюджетных средств. 2. Организация деятельности и расширение сети спортивных клубов и других физкультурно-спортивных образований с формированием общественных органов самоуправления, обладающих конкретными юридическими полномочиями - как обязательное требование к Управам муниципальных районов и Префектурам административных округов, а так же создание коллегиальных органов управления (коллегии спорткомитетов округов) и федераций по видам спорта (или окружные спортклубы); 3. Придание статуса юридического лица спорткомитетам административных округов; 4. Разработка и введение в действие единой городской программы развития приоритетных видов спорта; 5. Предоставление Мосгорспорткомитету права государственного лицензирования физкультурно-спортивной деятельности спортсооружений, спортивных школ, спортивных клубов и других образований всех форм собственности, а так же деятельности физкультурно-спортивных кадров; 6. Система льгот по оплате землепользования, коммунальных и других услуг спортивными сооружениями, учебными заведениями, предприятиями и учреждениями, выполняющими государственные социальные заказы по физической культуре и спорту; 7. Порядок передачи в муниципальную собственность спортивных сооружений находящихся в неудовлетворительном состоянии и допустивших перепрофилизацию своей деятельности; 8. Формирование долгосрочной инвестиционной программы реализации проектов развития материально-спортивной базы на основе кооперации средств государственных, ведомственных, общественных органов, отечественных и зарубежных коммерческих структур; и т.д.

Анализ обеспеченности населения г.Москвы физкультурно-спортивными услугами, сооружениями и кадрами показал, что: - регулярно занимается физическими упражнениями менее 7% населения города, причем в зависимости от административного округа эта цифра колеблется от 2,9% в Южном административном округе, до 12,4% - в Юго-Восточном; - учащаяся молодежь составляет 62% всех занимающихся, взрослое население - 31%; - предпочтение отдается игровым видам спорта (2,1% от численности населения), занятиям общей физической подготовкой (1,4%), плаванию (менее 1%), аэробике и атлетической гимнастике (соответственно 0,4% и 0,3% от численности населения города); - почти 60% детей дошкольного возраста Москвы, более половины учащихся общеобразовательных школ (59,6%) и почти половина (44,1%) учащихся СПТУ и ССУЗов имеют возможность два раза в неделю заниматься физкультурой в залах учебных и воспитательных учреждений; - в целом по городу, в соответствии с требованиями Социальных норм (1, 2) обеспеченность спортзалами составляет - 30,6%, бассейнами - 8,0% и плоскостными сооружениями 27,4%; в соответствии с московскими строительными нормами /сооружения только открытой сети/(3), обеспеченность залами - 29,2% и бассейнами - 16,4%; обеспеченность тренерско-преподавательскими кадрами составляет 31,2% от требований Социальных норм и колеблется в зависимости от округа от 23,2% до 35,6%;

В качестве основных направлений развития сети физкультурно-спортивных сооружений в Москве необходимо выделить следующие: выравнивание обеспеченности населения физкультурно-спортивными сооружениями на территориях всех десяти административных округов; корректировка соотношения основных типов сооружений и структуры обеспеченности ими различных демографических групп населения, особенно детей и учащейся молодежи; развитие новых типов сооружений комплексного оздоровительного обслуживания, предусматривающих внедрения эффективных оздоровительных технологий, в том числе, с учетом особенностей экологического состояния московского региона; развитие сети плоскостных сооружений, в том числе, для детей и молодежи-площадок для роликов (роликодромы), скейтборда, скалодромы и др., а так же озелененные трассы для оздоровительного бега, ходьбы, езды на велосипеде и др.; формирование сети сооружений с учетом клубных форм использования; создание единой системы комплексного обслуживания населения города, с использованием пригородных физкультурно-оздоровительных сооружений, особенно для вывоза детей во время каникул в экологически чистые зоны подмосковья (новые типы физкультурно-оздоровительных школ и лагерей)(4); формирование единой сети сооружений, рассчитанной на удовлетворение потребностей в занятиях физическими упражнениями и спортом населения города, с учетом особенностей функционирования сооружений в современных социально-экономических условиях; развитие сети рекреационных территорий и т.д.

Список литературы

1. Постановление Комитета Российской Федерации по физической культуре от 09.07.1993 г. N 2/3-5. "О социальных нормах и нормативах по физической культуре и спорту". М., 1993. -3 c.

2. Кузьмичева Е.В. Методика расчета социальных норм материально-технической базы физической культуры. "Теор. и практ. физ. культ.", 1993, N 9-10.

3. "Массовые типы физкультурно-оздоровительных учреждений" МГСН 4.08-97. М., 1997 г.

4. Калинкин Л.А., Кузьмичева Е.В., Винодарова М.В., Крылова В.М. Концепция формирования материально-технической базы физической культуры и сети рекреационных территорий для физкультурно-оздоровительной деятельности населения в зонах экологического загрязнения. Научные труды ВНИИФК. М., 1997. с.162-168.

 

THE MAIN DIRECTIONS OF SPORT FACILITIES DEVELOPMENT IN MOSCOW

E.Kuzmichova

Russian State Academy of Physical Culture,
Moscow, Russia

The condition and tendencies of the sport development in Moscow requires changing management system, solving funds problems on three existing territorial and administrative levels of the city division, and creation of conditions for construction and effective exploitation of sport facilities by state, public and commercial companies.

We have used the next methods: analysis of special literature, standards documents; questionnaires (interrogation); local inspection (investigation) of sport facilities; methods of mathematical statistics.

The Sport Development Program in Moscow foresee paramount (before 2000 year) and lasting (of long duration) (for 2010 year) actions (measures). The most important moments of the management system correction are: creation of system of state social orders; development of sport club system; workout of the program for development of most important kinds of sport; introduction of state license for sport activity, sport facilities, construction, etc. Also, a providence of special economical privileges for sport facilities system, a composition of longtime investment program for sport basis development with attraction of national and foreign funds.

Just now, only 6,6% of Moscow population have regular physical exercises. That is, in Southern administrative district - 2,9% (minimum) and in South-Eastern - 12,4% (maximum). The pupils and students are 62% from all athletes, adults - 31%.

Among athletes 32,8% prefer group games, 22,7% - fitness exercises, 12,3% - wrestling (of all kinds), 11,4% - swimming, 6,1% - aerobics, 4,9% - athletics gymnastics and 9,8% - the rest. The providence population of Moscow of sport halls is: 30,6% according Social Standards (1, 2), of swimming-pools - 8,0% and of sport grounds - 27,4%. According Moscow Building Standards (3), the providence is: sport halls - 29,2%; swimming-pools - 16,4%, so as, Moscow State Building Standards don't take into account facilities of education institution.

More than 60% children of pre-school age, near 60% of pupils and 44% of students of Special education institutions have possibility to visit sport halls of education institution two times per week.

The main directions of the sport facilities development in Moscow are:

- equalizing the providence of sport facilities over the territories of all the tenth administrative districts;

- correction of the main types construction correlation and structure of the providence for different demographic population groups, especially of children and youth;

- development the new kinds of construction for complex health service, with take into account the ecological peculiarities of Moscow region;

- development of sport grounds (playing fields) net, especially sports grounds for children and youth;

- formation the sport facility net for sport clubs;

- creation of the unit system of sport service for Moscow population with special use of suburban athletic facilities (new kind health schools and camps for children and youth) (4).

- formation the united athletic facilities net with take into account modern Russian social-economical conditions;

- development of recreational facilities and recreational territory net etc.

Literature:

1. Order of the Russian Federation government from 03.07.1996 N 1063-P. "About Social Norms and Standards in Physical Culture and Sport". Moscow, Publishing House of Juridical Literature, 1996. p.18-19.

2. Kuzmichova E.V. Methodic of calculation Social Norms sport facilities for physical Culture. Magazin "The Theory and Practice of Physical Culture", 1993, N 9-10. p.31-32.

3."The Mass Types of Physical Health Institution" Moscow State Building Standards 4.08-97. Moscow., 1997. -82 p.

4. Kalinkin L.A., Kuzmichova E.V., Vinodarova M.V., Krilova B.M. The Conseption of the formation athletic facilities for fitness in regions of ecological soils. Russian State Institute of Physical Cultural. Moscow, 1997. p.162-168.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Кузьмичева, Е. Основные направления развития сети физкультурно-спортивных сооружений в Москве // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 319-320.