СТАДИОН КАК КОМПЛЕКСНЫЙ ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

СТАДИОН КАК КОМПЛЕКСНЫЙ ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

В.Алешин

Генеральный директор стадиона "Лужники",
Москва, Россия

Введение. Стадионы были первыми спортивными сооружениями на земле, которые начали строится древними греками для состязаний и игр начиная с VIII в. до н. э. И сейчас стадионы занимают центральное место в системе физической культуры и спорта. На них проводятся все крупнейшие национальные и международные спортивные мероприятия.

Россия располагает 2216 стадионами, главным из которых является Олимпийский стадион "Лужники". Стадионы изначально создавались как центры наиболее массовых спортивно-зрелищных мероприятий. Вместимость трибун наиболее крупных стадионов мира достигает 100 тыс. зрителей, а продолжительность наиболее крупных спортивных соревнований, проводимых на стадионе, составляет более двух недель. Например, Игры XXII Олимпиады, состоявшиеся в 1980 г. в Москве проходили с 19 июля по 3 августа, а их общая продолжительность составила 16 дней. В силу этого стадионы стали наиболее сложными, трудо- и энергоемкими спортивными объектами и соответственно сферой применения менеджмента.

Цель нашего исследования - раскрыть особенности современного крупного стадиона как объекта социального менеджмента.

Методика. Исследование осуществлялось с помощью изучения официальной документации, отечественных и зарубежных научных публикаций, системного анализа и моделирования.

Результаты. Исследование показывает, что условиях рыночных отношений крупный стадион следует рассматривать в единстве двух аспектов: а) как комплексное спортивное сооружение, имеющее в своем составе спортивную арену (спортивное ядро с трибуной) и различные виды сооружений по видам спорта, размещенные на одной территории и связанные единством управления, которое обеспечивает проведение учебно-тренировочного процесса и спортивных соревнований по различным видам спорта, проходящих в присутствии массы зрителей, размещенных на трибунах; б) как институционализированную организацию физкультурно-спортивной направленности (юридическое лицо), функционирующую в определенной организационно-правовой форме, в частности, применительно к исследуемому объекту - стадиону "Лужники" - в форме акционерного общества открытого типа. Следовательно, стадион в современных условиях России, включен в сложную систему общественных отношений, включая организационно-правовые, социально-педагогические, экономические, технико-эксплуатационные и т.д. Это требует системного подхода к анализу и управлению стадионом как комплексным социальным объектом, как одной из организаций физкультурно-спортивной направленности.

Обсуждение. Обобщение материалов исследования показывает, что возросший в условиях рыночных отношений объем и усложнение управленческой деятельности по организации эффективной работы крупного стадиона, науку об управлении физической культурой и спортом необходимо дополнить специфическим разделом - менеджментом спортивного сооружения. Сферой действия менеджмента спортивного сооружения, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является:

- планирование и организация проведения на стадионе учебно-тренировочной работы, спортивных соревнований и культурно-зрелищных мероприятий;

- обеспечение безопасности на стадионах при проведении спортивных соревнований и массовых культурно-зрелищных мероприятий;

- финансовая деятельность стадиона (финансовый менеджмент), ее планирование, экономический анализ и финансовые операции;

- работа со зрителями, включая создание клуба болельщиков;

- организация технического обслуживания и ремонта спортивных сооружений и зданий;

- организация маркетинговой деятельности по изучению физкультурно-спортивных интересов и спроса различных категорий населения на физкультурно-спортивные услуги спортивного сооружения;

- оптимизация организационной структуры управления спортивным сооружением как комплексным социально-педагогическим объектом;

- работа с обслуживающим персоналом стадиона, его подбор, расстановка, обучение, организация и стимулирование труда;

- регулирование поведения болельщиков на спортивных сооружениях во время проведения спортивных соревнований.

Одной из эффективных организационных форм управления крупным стадионом в рыночных условиях является акционерное общество открытого типа с пакетом акций у муниципальных органов исполнительной власти. В процессе управленческой адаптации стадиона к рыночным условиям менеджмент стадиона все более приобретает черты инновационного спортивного менеджмента.

Выводы. Внедрение в Лужниках современной концепции менеджмента позволило в трудных экономических условиях России провести в 1994-1997 годах первый этап крупномасштабной реконструкции стадиона и создать на нем условия, соответствующие европейским стандартам. Достойной наградой за это стало присвоение Большой спортивной арене "Лужников" пятизвездочного статуса по классификации УЕФА. Российский стадион "Лужники" стал 11-м в Европе и первым в России, имеющем пять звезд. Крупнейшими соревнованиями, которые состоятся в этом году на реконструированных аренах "Лужников" будут Всемирные юношеские игры и финал серии "Гран При" Международной федерации легкой атлетики.

Литература

1. Алешин В.В., Переверзин И.И. Менеджмент спортивного сооружения. -М.: ИСМ-РГАФК, 1996.

2. Алешин В.В., Кузьмичева Е.В., Переверзин И.И. Менеджмент зарубежных стадионов и спортивно-оздоровительных центров. - М.:ФОН, 1997.

3. Spaziosport, KONI, Roma, 1983, № 2; 1985, № 4; 1996, № 3.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Алешин, В. Стадион как комплексный объект социального менеджмента // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 322-323.