ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ВЫСШЕМ ФИЗКУЛЬТУРНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ВЫСШЕМ ФИЗКУЛЬТУРНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

В.Какузин

Московская государственная академия физической культуры,
Малаховка, Россия

Введение. Переход к новой социально-экономической формации, рыночные отношения, структурная перестройка, изменение основ финансирования, свойственные данному периоду, негативно сказались на всей системе физической культуры и спорта. Чтобы выжить и развиваться в создавшихся условиях организации должны искать новые пути и подходы в деятельности.

Для умелого, рационального ведения хозяйства, эффективного использования средств и ресурсов нужны знания новых форм и методов менеджмента физкультурно-спортивных организаций, соответствующая экономическая подготовка, определенный уровень управленческих знаний и навыков владения коллективом. Необходимость подготовки специалистов, сочетающих в себе перечисленные качества сомнений не вызывает. С этой целью в МГАФКе была создана специализация по подготовке спортивных менеджеров.

Методы. Основными методами разработки системы подготовки спортивных менеджеров явились:

- изучение и контент-анализ литературных отечественных и зарубежных публикаций, а также документальных источников, характеризующих учебно-методический комплекс специализации "Менеджмент";

- педагогическое наблюдение и педагогический эксперимент в процессе учебных занятий со студентами специализации;

- социологический опрос студентов, выпускников и организационно-управленческих работников и руководителей физкультурно-спортивных организаций;

- обобщение педагогического опыта, материалов учебно-производственной практики и итогов аттестационных испытаний выпускников по специализации "Спортивный менеджмент".

Всего обследовано 89 абитуриентов и студентов специализации, опрошены 56 руководителей районных и городских физкультурно-спортивных организаций Московской области, 22 работников Мособлспорткомитета и 27 слушателей ФПК - организационных и руководящих работников.

Результаты. Введение в вузе и на кафедре новой специализации потребовало инновационных мер по разработке структуры и содержания учебного курса, создания междисциплинарного и межкафедрального комплекса подготовки будущих спортивных менеджеров.

Работа начата с первым набором студентов в 1993 году. Подготовку спортивных менеджеров для деятельности в рыночных условиях, по-существу, пришлось разрабатывать и осваивать заново.

На начальных этапах в качестве теоретической базы этой работы использовались теории управления, менеджмента, маркетинга, предпринимательства Западной Европы, США, Японии, которые осмысливались и модифицировались с учетом особенностей развития и ситуации в России. Эти сведения пригодились для частичного применения в работе учебного заведения по подготовке специалистов.

Подготовка спортивных менеджеров в МГАФКе идет по двум основным направлениям. Первое - технологическое. Оно направлено на выработку и принятие управленческого решения и опирается на изучение теории управления, социологии, предпринимательства, овладение методами работы с оргтехникой.

Второе направлено на выполнение управленческого решения и опирается на изучение основанных на знаниях психологии, формальных и неформальных отношений и лидерства внутри организации методов руководства и управления коллективом, работниками.

В последовательности изучения дисциплин специализации мы придерживались принципа: сначала изучались общие научные основы предмета, далее - специфические, применяемые в сфере физической культуры и спорта, а на завершающем этапе - нашедшие свое отражение и особенности в менеджменте (например, психология - психология спорта - психология менеджмента).

На протяжении всего периода обучения содержание предметов постоянно анализировалось и корректировалось. Необходимость таких действий связана как с изменением внешних условий (введение новых законов и правовых актов, структурные перестроения, экономические и налоговые новшества и др.), так и внутренней среды организации (переход на новый учебный план, техническое оснащение и т.п.).

О положительных результатах нашей методики по сочетанию дисциплин и последовательности их освоения свидетельствуют аналитические данные по всему циклу обучения: - высокий балл оценок (4,57) на сессиях 1-3 курсов, количество сдавших сессии только на отлично больше 70%, а также положительные отзывы профессорско-преподавательского состава академии о качестве подготовки студентов специализации;

- благоприятные отзывы и оценка специалистов баз практики в период ее прохождения;

- наличие предложений о работе в организациях на управленческих должностях, а также предоставление в единичных случаях студентам-отличникам 4-го курса свободного графика посещения занятий для работы по специальности по запросу физкультурно-спортивных организаций.

Обсуждение. Качество подготовки во многом определяется скоординированными действиями педагогов на основе согласованных программ, содержания и требований дисциплин специализации. Это достигается межпредметными связями, совместным анализом и обсуждением целого ряда позиций по предметам в целом и по отдельным темам (менеджмент - психология менеджера - социологические обследования коллектива; экономика физической культуры и спорта - финансовый менеджмент организационно-правовые основы менеджмента; предпринимательство в сфере физической культуры и спорта - организационно-правовое обеспечение - экономические расчеты предпринимательской органзации и др.).


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Какузин, В. Подготовка менеджеров системы физической культуры и спорта в высшем физкультурном учебном заведении // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 323-324.