СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПОРТЕ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПОРТЕ

В.Мяконьков, В.Черепов

Государственная академия физической культуры им. П.Ф.Лесгафта,
Санкт-Петербург, Россия

Научное знание социально-психологичесих факторов и условий, влияющих на предпринимательскую деятельность в сфере спорта, является актуальной проблемой современной социальной и спортивной психологии.

Предпринимательская деятельность охватывает весь комплекс условий и средств производства как основополагающего вида человеческой деятельности. Спорт служит производству путем подготовки людей к труду, а производство спортивных товаров, их продажа и использование - служат развитию спорта и решению иных социальных задач, в том числе обеспечению спортивным инвентарем тренеров и спортсменов.

В нашем исследовании нас интересовало отношение к предпринимательской деятельности разных категорий спортивных специалистов. Руководствуясь социологическим пониманием "отношения" как выражения ценностей позиции личности мы ввели два социально-психологических различия в определение "отношения":

1. Оценочное отношение, выражающееся в той или иной субъективной оценке респондентов того или иного, значимого для него факта;

2. Потребностное отношение, выражающее нужду в чем-то, в том числе в предпринимательской деятельности.

Проводимые нами социально-психологические исследования позволяют в сравнении изучать состояние сознания отдельных социально-профессиональных групп людей, прямо или косвенно испытывающих на себе и своем образе жизни влияние социально-экономического реформирования общества и развития предпринимательской деятельности.

Программа исследования была разработана нами для изучения социально-психологических особенностей предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта и отношения к данной деятельности со стороны различных категорий спортивных специалистов.

Объектом исследования выступили молодые спортивные специалисты (103 человека) и опытные спортивные специалисты, не имеющие опыта предпринимательской деятельности (102 человека), среди которых в отдельную группу выделены пенсионеры из сферы физической культуры и спорта (47 человек), а также спортивные специалисты, имеющие опыт предпринимательской деятельности в спорте (96 человек). Общее количество испытуемых 348 человек.

Основным методом сбора эмпирической информации служил стандартизованный опрос по разработанным нами анкетам.

Научная достоверность и обоснованность программы и результатов исследования определяется тщательностью теоретического анализа проблемы, подбором и разработкой адекватных методов и процедур сбора эмпирических данных, использованием аппарата вариационной статистики при определении выборки респондентов и обработке полученных данных, в том числе с использованием статистических средних, критериев достоверности различий средних показателей по выборке (t - критерий Стюдента), машинной обработкой данных с помощью компьютерных программ и правил математической статистики.

Исследования выявили определённые экономически обусловленные социально-психологические тенденции проявления и формирования значимого отношения различных профессионально-статусных категорий спортивных специалистов к предпринимательской деятельности в спорте. Обнаружены значимые различия проявления отношений между категориями молодых специалистов (студенты); спортивных специалистов со стажем; спортивных специалистов, имеющих опыт предпринимательской деятельности в спорте; спортивных специалистов пенсионного возраста.

Развитие предпринимательства в спорте в условиях социально-экономического реформирования в России наталкивается на ряд объективных и субъективных трудностей, среди которых респонденты выделяют следующие: несовершенство правовой базы, финансовые трудности, издержки бюрократической системы, несовершенство налоговой системы, рэкет, а также профессиональную коммерческую некомпетентность спортивных специалистов и личную предпринимательскую несостоятельность.

Все категории опрошенных спортивных специалистов проявляют положительное оценочное и потребностное отношение к предпринимательской деятельности в спорте, что свидетельствует о необходимости использования результатов в организации предпринимательской деятельности в спорте и в подготовке спортивных менеджеров.

Наиболее критическое отношение к предпринимательской деятельности в спорте проявили специалисты старшей возрастной группы, что закономерно отражает консерватизм их оценочных социальных стереотипов и субъективные трудности в социально-психологической адаптации к изменившимся политическим и экономическим условиям осуществления профессиональной деятельности в спорте.

На основании результатов исследования можно сделать следующие выводы:

1. Успешность предпринимательской деятельности в спорте существенно зависит от направленности и мотивации этой деятельности у спортивных специалистов, что в свою очередь, детерминируется отношением людей к данному виду деятельности;

2. У спортивных специалистов формируется два типа отношения к предпринимательской деятельности в спорте - оценочное и потребностное. Каждое из указанных типов отношений имеет свои социально-психологические особенности, зависящие от личностных, социальных и правовых факторов;

3. Структура отношений спортивных специалистов к предпринимательской деятельности отражает индивидуальное и общественное изменение сознания людей, профессиональная деятельность которых направлена на организацию и управление сферой физической культуры и спорта.

Литература

1. Черепов В.А. Спортивный менеджер. - СПб.: "Игослав", 1994.

2. Мяконьков В.Б. Изучение отношения к предпринимательской деятельности специалистов спорта // СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта. Научные исследования и разработки в спорте. Вестник аспирантуры. - Вып.1. - СПб., 1996.

3. Батаршев А.В. Психология предпринимательской деятельности. - Таллинн, "ЭМОНО-Р", 1994.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Мяконьков, В. Социально-психологические особенности предпринимательской деятельности в спорте / Мяконьков В., Черепов В. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 327-328.