САМОМЕНЕДЖМЕНТ ТРЕНЕРА

САМОМЕНЕДЖМЕНТ ТРЕНЕРА

А.Щетинина

Российская государственная академия физической культуры,
Москва, Россия

В научной литературе отражены разработки модели личности, модели специалиста, в том числе по физической культуре и спорту - от постановки проблемы с определением "примерной модели тренера по спорту", где одной составляющей частью модели является блок: знания, умения, навыки - до разработки обобщенных моделей по формированию управленческой компетентности специалиста.

Самоменеджмент тренера является частью управленческой культуры специалиста, которая формируется в рамках организации учебного процесса по дисциплине учебного плана "Менеджмент в физической культуре и спорт". Решение конкретных дидактических задач по самоменеджменту профессиональной деятельности тренера используется в конкретных микроситуациях на учебных занятиях.

Нами была изучена самооценка готовности к управленческой деятельности работающих специалистов в области физической культуры и спорта (500 человек) и самооценка студентов выпускных курсов вузов физической культуры (200 человек) тренерских факультетов.

В исследовании использовалась методика каскадной самооценки, включающая десять основных блоков самоменеджмента тренера.

Первый блок включает такие показатели, как мобилизация собственной инициативы в обеспечении профессиональной и общественной деятельности тренера в сфере физической культуры и спорта, включает умение ставить перед собой и подчиненными приоритетные списки, проблемы и задачи.

Второй блок - управление своим психическим состоянием и психологической настройкой тренера на занятия, предполагает максимальный контроль за своим состоянием.

Третий блок - осуществление контроля за своим поведением, действиями, движениями, мимикой, эмоциями.

Четвертый блок - совершенствование техники речи, воспитание речевого голоса, необходимого в организационно-управленческой деятельности тренера.

Пяты блок - систематически заниматься самовоспитанием у себя качеств личности руководителя, исключать второстепенное, лишнее, использовать в качестве тренинга различные ситуации, встречающиеся в повседневной работе.

Шестой блок - формирование высокой педагогической культуры, приобретение и постоянное совершенствование педагогической квалификации.

Седьмой блок - систематически анализировать и критически оценивать причины неудач и недостатков в тренерской деятельности.

Восьмой блок - формировать навык ведения дневника тренера.

Девятый блок - обобщать передовой опыт и использовать научные данные, включая литературные, а также овладевать научно-обоснованной методикой анализа и оценки уровней организации педагогического труда.

Десятый блок - организовывать свою деятельность в соответствии с планами, разрабатывать индивидуальные программы по самоменеджменту личного творческого плана.

У работающих специалистов уровень готовности составляет к самоменеджменту 80%; у слушателей Высшей школы тренеров - 57%; у студентов выпускных курсов - 54%.

У Группы экспертов - высококвалифицированных специалистов - 84%.

Анализ полученных данных позволяет получить представление об уровне сформированности самоменеджмента тренера и внести необходимые коррективы в учебный процесс.

Литература

1. Корецкий В.М. Профессионально-педагогическая подготовка студентов физкультурных вузов в системе дисциплин "Специализация". Докт.дис.,М.,1989.

2. Каргаполов Е.М. Организационно-управленческие основы непрерывного физкультурного образования. Автореф.докт.пед.наук. М.,1992.

3. Евсеев С.П., Колодий О.В., Костюченко В.Ф. Специальное профессиональное образование в вузах физической культуры в современных условиях (проблемы, технологические решения) ТиПФК,1986, № 8.

4. Прохорова М.В. Теоретические и методические основы формирования управленческой компетентности специалистов по физической культуре и спорту в условиях высшего физкультурного образования. Автореф.докт.дис. Л.,1993.

5. Кулинкович В.А., Гзовский Б.М. К вопросу о модели специалиста. /Теория и практика физической культуры, 1974, № 6, с 56-59.

6.Талызина Н.Ф. и др. Пути разработки профиля специалиста /Н.Ф.Талызина, Н.Г.Печенюк, Л.Б.Хихловский - Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1987.-176 с.

7. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования Под редакцией Е.Э.Смирновой. ЛГУ им. Жданова А.А., 1984.

8. Якунин В.А. Обучение как процесс управления.-Л.: ЛГУ,1988.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Щетинина, А. Самоменеджмент тренера // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 330-331.