ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ЛЫЖНИЦ-ГОНЩИЦ

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ЛЫЖНИЦ-ГОНЩИЦ

В.Ефимов

Московская государственная академия физической культуры,
Малаховка, Россия

Введение. Тренер-преподаватель выступает в роли руководителя тренировочным процессом и выполняет все управленческие функции, необходимые для решения поставленных задач и достижения цели. В современных условиях успешная деятельность тренера должна основываться на комплексе профессиональных знаний - педагогических и психологических, биологических и социологических, а также на владении теорией и технологией социального управления и принятия управленческого решения. Целью работы явилось изучение и определение в какой мере эффективность учебно-тренировочного процесса зависит от умения тренера-преподавателя управлять динамикой развития всех сторон подготовленности занимающихся в соответствии с их половыми, возрастными и иными индивидуальными особенностями и в какой мере для этого тренеру следует применять организационно-управленческие методы воздействия на учеников.

Методика. В исследовании участвовали 20 лыжниц-гонщиц, средний возраст которых 15,3 - 15,8 лет, регулярно тренирующихся в этом виде спорта 3-5 лет и имеющих спортивную квалификацию второго разряда. Все участницы были разделены на две (по 10 человек в каждой) группы, равнозначные по спортивно-технической подготовленности (по результатам соревнований). Занятия в обеих группах строились на основе программно-нормативных требований для учащихся детских спортивных школ. Каждой группой руководил свой тренер, который был вправе инициативно выбирать любые компоненты тренировочного процесса (применяемые физические упражнения и методы их выполнения, интенсивность и объем циклических нагрузок) в рамках указанных требований.

Исследования проводились в два этапа: 1-й - май-июль; 2-й - август-октябрь.

Перед началом исследования и после каждого этапа эксперимента все испытуемые проходили тестирование. Изучались показатели функционального состояния кардиореспиратоной системы (ПК и его составляющие), педагогические параметры тренирвочного процесса и уровень спортивной подготовленности.

Результаты. Данные 1-го этапа эксперимента выявили положительную (р > 0,05) динамику в изучаемых параметрах в обеих группах по сравнению с исходными данными. Межгруппового достоверного (р > 0,05) различия не наблюдалось, однако во 2-й группе улучшение функционального состояния кардиореспираторной системы было более значительным. Сравнительный анализ полученных данных в тестировании выявил их отставание в росте абсолютных показателей от запланированных величин.

На 2-м этапе эксперимента в содержание программ тренировок обеих групп каждым тренером по-своему были внесены изменения. В 1-й группе увеличился объем общих и специальных физических упражнений на 20-25% без существенного изменения в интенсивности их выполнения. Во 2-й же группе была проведена коррекция в парциальном вкладе различных специальных физических упражнений в общем объеме тренировочной нагрузки, а также проведены определенные организационно-методические мероприятия со спортсменками по поводу увеличения интенсивности выполнения некоторых физических упражнений.

Результаты 2-го этапа эксперимента показали достоверное (р < 0,05) увеличение исследуемых параметров в обеих группах по сравнению с исходными данными, а во 2-й группе показатели были выше (р < 0,05) и по отношению к результатам второго тестирования в первой группе. При этом объем выполненной тренировочной нагрузки во второй группе был значительно меньше, чем в первой.

Тестирование не выявило достоверного (р > 0,05) межгруппового различия в приросте изучаемых показателей, однако во второй группе их увеличение оказалось более значительным, что свидетельствует о возросшем потенциале функций организма занимающихся.

Дискуссия. Результаты исследования выявили, что без достаточно объективного управленческого анализа выполненной тренировочной программы и предвидения возможных результатов от вновь запланированной, тренировочный процесс мало управляем, а значит и мало эффективен (1-я группа). В то же время проведение своевременной коррекции в тренировочной программе группы 2 на втором этапе эксперимента (изменение соотношения средств интенсивности, объемов нагрузки и др.) на основе тщательного анализа результатов предыдущего выполнения физической нагрузки, позволило добиться достижения запланированных результатов (цели) для данного этапа подготовки при значительно меньших (в сравнении с 1-й группой) объемах тренировочных нагрузок.

Исследования выявили: - во-первых, существенное различие во владении организационно-управленческими знаниями, умениями и навыками у двух представителей тренерского корпуса; - во-вторых, подтвердили профессиональную важность таких знаний и умений для тренера-преподавателя.

Чем выше квалификация занимающихся, тем требования к организационно-управленческим способностям и умениям их наставников, соответственно, повышаются.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Ефимов, В. Организационно-управленческие аспекты подготовки юных лыжниц-гонщиц // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 333-334.