РОЛЬ ОБОБЩЕННЫХ СРЕДСТВ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ ШАХМАТИСТА

РОЛЬ ОБОБЩЕННЫХ СРЕДСТВ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ ШАХМАТИСТА

В.Лазарев, С.Неверкович, Т.Парамонова

Российская государственная академия физической культуры,
Москва, Россия

Нами было проведено исследование стратегического мышления шахматистов. Среди комплекса факторов, определяющих рост мастерства шахматиста, важную роль играет стратегическое планирование. План в шахматной партии базируется на результатах изучения объекта планирования. Объектом планирования является конкретная позиция, сложившаяся на доске. План строится с учетом ближних и дальних перспектив. Управление игровой позицией базируется на понимании общих принципов развития шахматной партии, таких как общность цели и результата, относительная ценность фигур, взаимодействие фигур, своевременность и последовательность действий, овладение шахматным пространством и инициативой, ограничение подвижности фигур противника, оптимизация затрат времени на обдумывание и т.д. Способность мыслить стратегически приобрела огромное значение в жизни шахматистов. Поэтому нами обозначается проблема особой роли психологии для разработки программ и технологий развития стратегического мышления и планирования при построении оригинальных авторских концепций.

План в современных шахматах выступает в качестве нормативной модели, определяющей последовательность действий во времени, отнесенных к тому или иному структурному подразделению, и связи между ними. Существует два вида планов: тактический и стратегический. Тактический план в развитии современной структуры планирования и построения шахматной игры является конкретизацией более обобщенного плана - стратегического. Совокупность логически связанных между собой действий - это основа стратегического плана. Естественно, что эти действия изменяются в соответствии с условиями, возникающими на доске.

Поскольку мышление всегда осуществляется в практической или теоретической деятельности и включает в качестве необходимых компонентов знания и навыки, в шахматах залогом успехов спортсмена является четко налаженный тренировочный процесс. Существует много навыков игры, таких, например, как расчет вариантов, реализация полученного перевеса, игра в эндшпиле. Эти навыки можно и нужно вырабатывать специальной тренировкой. Так и развитие стратегического мышления шахматистов должно проводиться в течение всего учебного процесса. Следовательно, исследования психологического анализа особенностей мышления шахматистов необходимы для оптимизации планирования тренировочного процесса и тактики борьбы, как в ходе соревнования, так и в отдельной партии.

В результате анализа шахматной литературы мы выделили этапы эволюции стратегического мышления в теории шахмат: эвристический, эмпирический, аналитический и системный. Анализ эволюции стратегического планирования в шахматах показал, что возникновение какой-либо новой формы стратегического планирования являлось следствием принципиальных изменений в средствах деятельности. Качественно новые средства создавали новые возможности. Для использования этих возможностей необходимы были новые способы деятельности и новые способы планирования.

Исследование было проведено с позиций деятельностного подхода. Объектами исследования выступили процессы стратегического планирования при решении шахматных задач. Предметом исследования явилась зависимость определения функциональных стратегических значений элементов ситуаций от обобщенности используемых средств анализа и планирования в процессе шахматной игры. Была выдвинута гипотеза о том, что мастерство шахматиста существенно зависит от сформированности у него стратегического мышления и уровня его развития. Стратегическое мышление мы различали по степени обобщенности средств, используемых при анализе позиции и планировании действий. Цель работы заключалась в обнаружении средств, с помощью которых осуществляется анализ позиции и составляется стратегический план.

Эксперимент проводился в форме решения задач. В нем принимали участие шахматисты от 2 разряда до уровня международного мастера. Испытуемым было предложено разработать стратегический план игры в двадцати задачах. 10 предложенных позиций были типичными. Остальные позиции относились к разряду нетипичных.

Анализ полученных результатов позволил нам сделать вывод о том, что у шахматистов от второго разряда и выше имеется стратегическое мышление. Это подтверждается тем, что даже шахматисты 2 разряда оперировали понятиями высокого уровня обобщения,причем как обобщениями формально логическими, так и обобщениями эмпирического типа.Это позволило шахматистам 2 разряда сузить границы поиска плана при исследовании позиции. Понятия "стратегия" и "стратегический план" отсутствовали у второразрядников. Нами было так же отмечено, что второразрядники использовали эмпирические правила при оценке позиции. Эти правила выступали у испытуемых в качестве всеобщих правил. Следовательно, средствами анализа позиции у шахматистов второго разряда являлись эмпирические правила и некоторые обобщенные понятия. Испытуемыми не были выявлены основные отношения между фигурами (взаимодействия фигур в позиции), которые составляли содержание позиции. При составлении плана в типичных позициях ни один из второразрядников не указал, что позиция ему известна, что она является теоретической.Планирование носило случайный (эвристический) характер. Шахматистам второго разряда не удалось на основании имеющихся средств анализа составить правильный план игры в какой-либо нетипичной позиции. Шахматисты данной спортивной квалификации не рассматривали положения, которые возникнут на доске через несколько ходов. Характерным также было предложение начала реализации выбранного плана без рассмотрения возможных ответов противника. Отсюда следует, что шахматисты 2 разряда не осуществляют действия прогнозирования и рефлексии.

Таким образом, шахматисты 2 разряда имеют эвристический тип стратегического мышления.

Эмпирический тип опосредствования планирующих действий наблюдался при решении задач перворазрядниками. Эмпирический принцип планирования проявился как в общей структуре ориентировочно-поисковых действий испытуемых, так и в способах выполнения каждого из них. Характерным для шахматистов данной квалификации явилось оперирование теоретическими принципами оценки позиции. Во многих позициях перворазрядникам удалось выявить основные отношения между фигурами в позиции, однако тонкости позиции оказывались вне области анализа. Зона поиска стратегического плана ограничивалась слабыми полями или неудачно стоящими фигурами, т.е. теми проблемами, которые имели чувственно-наглядную форму проявления. Позиция рассматривалась не в статическом положении, а в динамике. Анализ полученных экспериментальных данных показывает, что мышление шахматистов 1 разряда опосредуется обобщенными эмпирическими правилами, как выведенными ими самими, так и в большинстве своем усвоенными из теории шахмат. У испытуемых шахматистов первого разряда имеется понятийное мышление. Характерным для перворазрядников было следующее: оценка позиции производилась на основании теоретических принципов оценки позиции, к тому же у испытуемых был определенный собственный опыт, так как в своей практической деятельности они неоднократно применяли свои знания о принципах оценки позиции.

После оценки позиции испытуемые-перворазрядники в типичных позициях при составлении плана обращались к общим правилам действий для позиций этого типа. При этом обобщенные правила в основном являлись выведенными из каких-либо аналитических моделей. Использование правил значительно сужало поисковую область. Обобщенное правило определяло и тип действий. Однако из этого не следует, что использование обобщенных правил исключало творчество. Обобщенное правило дает общую направленность, а составление стратегического плана для конкретной позиции, его детальная проработка требуют творчества от спортсмена Важнейшим качеством шахматиста является не просто наличие у него большого объема специальных знаний, но и способности к творческому, неординарному решению возникающих перед ним проблем. Выдающихся шахматистов мира отличает развитое воображение, умение воспринимать и осмысливать новое, нетрадиционное.

В нетипичных позициях процесс составления плана происходил по схеме эвристического планирования.

Стратегический план игры в нетипичных позициях был найден лишь некоторыми шахматистами. При этом мы оценили эти решения как частично верные. Поскольку при правильной оценки позиции и правильном плане, шахматисты не находили оперативного плана - с чего следует начинать реализовывать стратегический план, а отсюда не были рассмотрены и возможные действия противника.

Таким образом, у шахматистов 1 разряда построение стратегического плана игры является нормой. Хотя порой они принимают тактический план за стратегический, тем не менее понятия "стратегия" и "стратегический план" присутствуют в их сознании. Опираясь на теорию В.С.Лазарева, мы полагаем, что эмпирические правила, опосредовавшие мышление шахматистов 1 разряда были выведены из аналитических моделей. Этими моделями в шахматах являются типичные позиции и планы игры в них. Достижением испытуемых первого разряда являлось то, что проанализировав некоторые позиции, они обнаружили в них основные отношения, схожие с модельными позициями и использовали свои знания об игре в этих модельных позициях при построении стратегического плана игры в заданных позициях. Планы игры в модельных (типичных) позициях являлись средствами выработки решений шахматистами 1 разряда. При решении типичных позиций, испытуемые реализовывали стандартную стратегию, использовали стандартные идеи. Область применения обобщенных правил шахматистами 1 разряда ограничивалась условиями деятельности, для которой сохранялась адекватность прошлого опыта.

Таким образом, характерным для шахматистов первого разряда было различие стратегии и тактики и опора на эмпирические обобщения при составлении стратегического плана игры.

Оценка позиции у КМС и международных мастеров значительно отличалась от оценки позиции у перворазрядников выделением главных отношений в предложенных позициях. У всех испытуемых оценка позиции была обоснована, определены функциональные значения и взаимодействия фигур, опорные пункты, слабости свои и противника, дана характеристика пешечной цепи. Испытуемые при оценки типичных позиций указывали, что это типичная позиция. В позициях, не относящихся к разряду типичных, шахматисты давали верную общую оценку позиции, однако не всегда определяли все тонкости позиции. Поэтому планы игры в нетипичных позициях не всегда могли быть построены просто из-за неполной информации о содержании позиции.

Анализ результатов эксперимента показал, что знание стратегических идей является реальным средством мышления кандидатов в мастера спорта и международных мастеров. Их мышление опосредуется стратегическими идеями высокого уровня обобщения и более частными идеями, т.е. они имеют средства для построения стратегических планов. Эти средства имеются у данной группы испытуемых в действенной форме. Однако были затруднения, связанные с началом реализации стратегического плана. Отличительной особенностью мышления шахматистов данной квалификации было, помимо ориентировки в собственно условиях ситуации, моделирование умственной деятельности противника, в том числе моделирование представленной во внутреннем мире противника умственной деятельности самого принимающего решение.

Таким образом, в структуре механизма стратегического мышления у кандидатов в мастера спорта и международных мастеров мы наблюдали действия рефлексии, моделирования, прогнозирования, логической оценки вариантов решений.

У кандидатов в мастера спорта и международных мастеров имеется аналитический способ стратегического мышления.

В результате эксперимента мы определили, что уровень мастерства шахматистов существенно зависит от его стратегического мышления. Механизмы стратегического мышления различаются по степени обобщенности средств, используемых при анализе позиции и планировании действий.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Лазарев, В. Роль обобщенных средств в стратегическом мышлении шахматиста / Лазарев В., Неверкович С., Парамонова Т. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 336-338.