О НЕКОТОРЫХ ПРИЕМАХ РАБОТЫ СПОРТИВНОГО ПСИХОЛОГА СО СПОРТСМЕНАМИ

О НЕКОТОРЫХ ПРИЕМАХ РАБОТЫ СПОРТИВНОГО ПСИХОЛОГА СО СПОРТСМЕНАМИ

В.Малкин, Л.Рогалева

Уральский государственный университет,
Екатеринбург, Россия

Решение проблемы нахождения контакта с последующим включением спортсмена в процесс психологической работы является достаточно сложным и наиболее важным в работе психолога в команде.

Основные трудности решения этой задачи заключается в следующем:

1. Спортсмен неохотно, за редким исключением, готов идти на открытый контакт с психологом.

2.Спортсмен считает, что может сам справится со своими психологическими проблема и трудностями.

3. Спортсмен, даже, если он и чувствует необходимость в помощи психолога, то и в этом случае откровенное обращение к психологу может снизить его статус в команде.

4. Нередко спортсмены считают, что причины их неудачной игры не в них, а вызваны не управляемыми фактора (не пошла игра).

5. У спортсменов уже есть привычный проверенный режим подготовки, который выводит их на определенный игровой уровень.

6. Спортсмен психологически не готов к восприятию своих недостатков и нередко просто блокирует эти факты.

7. Недостаток свободного времени у спортсменов для обстоятельных бесед, учитывая большие тренировочные нагрузки.

Поэтому спортсмены на начальном этапе работы психолога не очень охотно идут на постоянный контакт, а, если такая беседа происходит, то она редко дает нужный эффект.

Одним из путей решения этой проблемы является "аналитическая записка", периодически предлагаемая спортсмену. Смысл такой записки заключается в следующем: психолог, наблюдая спортсмена в тренировках и в соревновательной ситуациях, проводит анализ проблем, которые, по мнению психолога, мешают или могут помешать спортсмену реализовать свои возможности и предлагает подумать над рекомендациями, которые могли бы помочь решить эти проблемы.

При таком подходе психологу нет необходимости оценивать спортсмена с точки зрения его недостатков, превращая эти личные недостатки в типичные проблемные ситуации всех спортсменов. Он просто предлагает спортсмену подумать над ними, не требуя незамедлительного их решения, но в тоже время показывая путь их возможного решения.

В результату спортсмену не навязывается мнение психолога, ему дается право принять или не принять эти проблемы на свой счет.

Такая форма взаимодействия снимает проблему снижения самооценки у спортсмена и его зависимости от внешнего влияния и вторжения в его личностную сферу, в тоже время ставя перед ним ряд проблем, которые предлагаются ему для решения.

Практика такой работы показала, что в этом случае спортсмен перестает внутренне блокировать психолога, он начинает понимать, что психолог действительно предлагает ему помощь, но оставляет право принять или не принять помощь за спортсменом. И наблюдения за спортсменами показало, что многие из них прислушиваются к таким рекомендациям и в той или иной степени реализуют их в своей подготовке.

Работа спортивного психолога постоянно требует нахождения новых путей, новых подходов в повышении эффективности своей работы. Прием "аналитическая записка" может стать одним из действенных способов в практике спортивного психолога.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Малкин, В. О некоторых приемах работы спортивного психолога со спортсменами / Малкин В., Рогалева Л. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 339.