СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ВЗГЛЯД В XXI ВЕК

СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ВЗГЛЯД В XXI ВЕК

В.Малкин, Л.Рогалева

Уральский государственный университет,
Екатеринбург, Россия

Подводя итоги развития спортивной психологии в 20 веке можно утверждать, что спортивная психология утвердила себя как научная и практическая дисциплина в числе различных отраслей психологии.

Более того, в ряде областей человеческой деятельности, например, деятельности в экстремальных условиях спортивная психология вышла на передовые позиции, внеся много новых теоретических и практических знаний в психологическую науку. Есть и еще ряд позиций, где спортивная психология занимает ведущее место.

Так в актив спортивной психологии можно отнести детально разработанную систему психодиагностики личности и психических состояний спортсмена, позволяющей выявлять сильные и слабые стороны спортсменов, делать прогноз эффективности их будущей деятельности в условиях тренировок и соревнований, что дает возможность вносить необходимые коррективы в процесс их подготовки. В этот же актив можно занести разнообразные методы психологических воздействий и управления психическим состоянием спортсменов (методы психической регуляции и саморегуляции), показавшие свою достаточную эффективность в регуляции психическим состоянием спортсменов в стресс-соревновательных ситуациях.

Что же можно занести в пассив спортивной психологии: спортивная психология еще не стала неотъемленой частью тренировочно-соревновательного процесса подготовки спортсменов. Большинство тренеров, спортсменов пытаются решать свои психологические проблемы основываясь в большей степени на "своем житейском опыте", без учета психологических закономерностей спортивной деятельности. И, как показала практика, это им удается достаточно редко.

Спортивная психология пока еще в большей степени является психологией психодиагностики, регуляции, коррекции, оптимизации и только подходит к решению проблемы формирования личности спортсмена. А ведь именно здесь лежит ключ к решению многих психологических проблем, возникающих в процессе спортивной деятельности и определяющих успех спортсмена в спорте.

Поэтому спортивная психология 21 века -это прежде всего психология, обеспечивающая процесс формирования гармоничной личности в спорте, способной к анализу и готовой самой решать проблемы, которые возникают у спортсмена.

Отсюда, важнейшим направлением в спортивной психологии будет внедрение ее методов и средств в практику работы с юными спортсменами.

Даже те немногочисленные исследования, проведенные на юных спортсменах убедительно показывают, что именно в детском и юношеском возрасте формируются те личностные качества, психологические образования, которые в дальнейшем способствуют или, наоборот, мешают спортсмену реализовать свой спортивный потенциал. Они убедительно показывают, что формируемые в детском и юношеском возрасте такие качества как эго направленность, лично-престижная мотивация (Дуда, Зобков, Дука) формируют тревожную, конфликтную, нестабильную личность юного спортсмена, что не способствует успешным выступлениям на соревнованиях в будущем. Более того, это нередко оказывает негативное влияние и на постспортивную жизнь спортсмена.

Это и потребует создание специализированных с учетом возраста психологических программ и технологий их внедрения в учебно-тренировочный процесс, что должно позволит тренерам, взяв их на вооружение, вести правильную психологическую работу в этих возрастных группах в процессе тренировочных занятий и соревнований. Отказ от использования этих программ и технологий не позволит тренеру конкурировать в росте и стабильности спортивных результатов своих учеников с тренерами, взявшими на вооружение данной программы, т.е. произойдет естественный отсев тренеров ориентированных только на спортивный результат, в группах которых прежде всего и происходит формирование тревожных, "эго" ориентированных и нестабильных спортсменов (Рогалева), и выведет на первые роли тренеров с профессионально-педагогической ориентацией.

Второй важнейшей задачей спортивной психологии 21 века будет создание системы психологических программ, обеспечивающих решение задач, постоянно встающих перед тренером, спортсменом при подготовке и выступлении в соревновании (" выведение команды, спортсмена на уровень психологической стабильности", "управление психологической стабильностью спортсмена на протяжении соревновательного сезона", "вывод команды, спортсмена на пик спортивной формы", "формирование психической надежности спортсмена в экстремальных соревновательных ситуациях", "управление психическим состоянием спортсмена при подготовке и участии в наиболее ответственных соревнованиях", "формирование психологической готовности тренера к управлению командой, спортсменом в экстремальных условиях соревновательной деятельности") и технологии их внедрения в учебно-тренировочный и соревновательный процесс. Именно возможность решения этих задач непосредственно в процессе тренировок и будет основной особенностью этих программ и технологий.

Это потребует существенного изменения общепринятого в настоящее время построения тренировочных занятий, выступления в соревнованиях - когда эффективность тренировочной работы спортсмена, команды будет определятся не методическими критериями (количество, качество выполнения технико-тактических приемов), а психологическими - процент эффективности выполнения при "Ограничении", "Одной попытки" с выходом на "Право на риск" и т.д.

Третью задачу, которую придется решать спортивной психологии - это превращение методов психорегуляции в метод психоформирующей тренировки, обеспечивающий включение в процесс регуляции деятельности и поведения спортсменов механизмов психологического уровня - системы мотивационных, эмоциональных, целевых установок. В этом методе органично соединятся элементы самоанализа, самовнушения, самоприказа с закреплением формирующих эффектов в практике и с последующим переходом их на уровень неосознанной регуляции.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Малкин, В. Спортивная психология: взгляд в 21 век / Малкин В., Рогалева Л. // Человек в мире спорта : Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 340-341.