К ПРОБЛЕМЕ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИНГОВ

К ПРОБЛЕМЕ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИНГОВ

О.Манолова

Лаборатория когнитивной психофизиологии, ИПРАН,
Москва, Россия

Внедрение психотехнических, тренинговых программ в процесс развития личности, в сферу психологической коррекции, реабилитации, актуализации ее когнитивных, творческих, коммуникативных возможностей, отражает глубокий интерес психологов к новым эффективным средствам взаимодействия с индивидом.

Широкий спектр сценарных возможностей, форм организации, предполагает строгий компетентный отбор необходимых тренинговых композиций, где критерием эффективности может служить соответствие поставленной цели конечному результату.

В спорте, где цена успеха - жесткий ритм, изнурительная монотонность тренировок, колоссальное напряжение эмоциональных и физических сил в условиях острой конкуренции, тренинги, психотехнические игры служат дополнительным дидактическим инструментом в решении таких проблем, как нейтрализация психологических стрессов, осмысление, объективация накопленного опыта.

Результаты тестирования, субъективная оценка психолога не могут дать полного представления о функциональном состоянии личности в процессе тренинга, не раскрывают особенностей развития высших психических функций (ВПФ). Наиболее ощутимы недостатки индикации при работе с детскими, подростковыми группами, где неравномерность развития ВПФ - норма.

На поведенческом уровне психический функциогенез разворачивается в виде разнообразных проявлений, начиная с недифференцированных телесных ощущений и заканчивая сложными абстрактными пространственно-временными представлениями.

Апробируемая в настоящее время инструментальная методика оценки эффективности тренинговых композиций, базируется на положениях о гетерохронном характере развития различных структур мозга в онтогенезе (Анохин), о взаимосвязи генетических и социальных факторов в развитии (Выготский), на теории системной локализации функций (Лурия).

Карта психологического исследования включает в себя

1. Объективные сведения об участнике группы, такие как пол, возраст, образование, образование родителей, состав семьи, анамнестические сведения и т.д.

2. Краткое описание тренинговой композиции (по схеме).

3. Протокол психологического исследования (отражает состояние психомоторной, эмоциональной сферы, уровень психической активности, динамику когнитивных процессов, речевое, коммуникативное поведение личности в процессе тренинга по 160 показателям)

4. Экспертные оценки (по схеме).

5. Дополнительное тестирование.

Заключение, рекомендации.

Гипотетически, предложенная методика оценки эффективности тренинга, может служить адекватным средством выявления первичных факторов, обусловливающих слабость отдельных звеньев ВПФ, индивидуальных особенностей индивида. Изучаются возможности методики в сфере прогнозирования успешности деятельности.

В целях выявления возможностей метода, поля его применения, апробация проходит в различных возрастных, нозологических, социальных группах.

Возможность более точного индивидуального подбора учебных, развивающих, коррекционных, реабилитационных тренинговых программ в соответствии с особенностями психологического пространства, функциональным состоянием, вектором развития ВПФ, степенью одаренности, социальным статусом индивида - цель настоящего исследования.

Дополнительный индикационный инструментарий в виде ЭЭГ, компьютерных диагностических программ, нейропсихологических методик, психологических тестов, позволяет оценить степень функциональной готовности к деятельности, проанализировать латентные причины видимых затруднений.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Манолова, О. К проблеме оценки эффективности тренингов // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 341-342.