ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ СПОРТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ СПОРТА
(Проблема психологической характеристики видов спорта)

В.Мельников, А.Попов

Российская государственная академия физической культуры,
Москва, Россия

Проблема психологической специфики вида спорта, соревновательного упражнения, спортивного амплуа становится все более актуальной поскольку резервы человеческой психики - одна из надежд на дальнейшее повышение спортивных достижений и снижение продолжительности сроков подготовки высококвалифицированных атлетов.

Теория и практика психологического обеспечения спортивной деятельности при прогнозе ее успешности в нашей стране и за рубежом с различной степенью результативности используют перспективные модели развития психики, профили элитарных выборок, психические тесты.

Имеются примеры использования комплексных и системных предпосылок психологического обеспечения, реализующих большее или меньшее число системных признаков, а следовательно, и больший или меньший учет задействованных в конкретном виде соревнований (и при подготовке к нему) различных психических факторов.

До сих пор нет общепринятой психологической классификации видов спорта, не говоря уже о специфике соревновательных упражнений или спортивных амплуа. Отечественные и зарубежные классификации, как правило, не охватывают и половины существующих видов спорта, а до соревновательных упражнений и амплуа вообще дело не доходит.

В спортивной психологии еще не сложилось однозначного подхода к решению проблемы психологической характеристики (классификации) видов спорта. Среди используемых до сих пор подходов можно выделить два основных: эмпирический и теоретический.

Эмпирический подход широко принят в американской и западноевропейской психологии спорта; не отказываются от него и отечественные специалисты. Он предполагает выделение (фиксацию) наиболее устойчивых характеристик личности, присущих представителям того или иного вида спорта. К числу таких характеристик обычно относят мотивацию, активацию, агрессию, тревожность, общительность, эмоциональную выразительность и устойчивость, интеллект, антиципацию, уровень притязаний.

Определенный профиль личности, построенный на таких характеристиках, должен, по мнению исследователей, отличаться от профиля неспецифической выборки, а сами характеристики должны иметь тенденцию к развитию по мере занятий данным видом спорта.

Специалистам также хорошо известны факты психических различий между представителями различных видов спорта или разных амплуа в одном и том же виде спорта, встречающиеся гораздо чаще, чем различия между спортсменами конкретного вида спорта и лицами, не занимающимися спортом. К тому же выборки высококвалифицированных спортсменов невелики, что снижает ценность их сопоставления с многочисленными неспецифическими выборками.

Представляется, что развитие любого из перечисленных выше качеств личности и их сочетания может быть достигнуто и в сфере деятельности, не связанной со спортом.

Еще один аргумент против эмпирического подхода в развитии науки выразил знаменитый физик А. Эйнштейн: "На опыте можно проверять теорию, но нет пути от опыта к теории".

Теоретический подход к построению психологической характеристики (классификации) видов спорта обычно сопряжен с установлением некоторого небольшого (от 2 до 6) числа факторов, позволяющих сопоставлять, ранжировать виды спорта по степени необходимости преодоления этих психических преград в ходе занятий данным видом спорта. Эти факторы имеют характер объективных требований к психике спортсмена. В качестве таких факторов обычно выступают: быстрота действий в малопрогнозируемых ситуациях, вероятность травмы, косвенный или непосредственный контакт с соперником.

Такого рода классификация предложена нашим соотечественником Т.Т. Джамгаровым. В ней учитывается характер противоборства (непосредственный или опосредованный), характер контакта с противником (жесткий физический, физический, условный физический, отсутствие физического контакта), а также характер взаимосодействия с партнерами и соперниками (совместные взаимодействия, индивидуальные действия, совместно-синергичные действия).

В основе рассмотренных выше классификаций лежат факторы, вызывающие стресс в том или ином виде спорта. По мнению специалистов (в том числе и самих их авторов), такие классификации охватывают далеко не все виды спорта и не затрагивают область спортивных амплуа. Кроме того, вне данных теоретических моделей остаются весьма значимые для результата, но не стрессирующие факторы: эмоциональная выразительность, интеллект, сложность координации движений, эргономические особенности, цикличность.

Психологическая специфика соревновательных упражнений

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

индивидуальная

командная

 

КОНТАКТ С ПАРТНЕРОМ

условный

опосредованный

непосредственный

КОНТАКТ С ПРОТИВНИКОМ

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ЦИКЛИЧНОСТИ

УПРАВЛЕНИЕ
ДВИЖЕНИЕМ

СИТУАТИВНОЕ
ПРОТИВОБОРСТВО

реализация стественной
координации движений

освоение и реализация сложной координации движений

использование арсенала
приемов и контрприемов

спринтерско-стайерский выбор

оптимизация быстроты,
силы, точности движений

обеспечение переменной
интенсивности

оптимизация
энерготрат

реализация попытки

освоение стратегии
и тактики

синергизм

многоборье

прогноз

 

ЦЕЛИ

преодоление
опасности

социальная
поддержка

эмоциональная
насыщенность

эргономичность

риск

одобрение

эмпатия

эффективность

надежность

недовольство

экспрессия

удобство

 

УСЛОВИЯ

среда, погода

статус,
престиж

традиции
и правила

опыт

задатки,
одаренность

контроль

специализированное
восприятие

Если к этому добавить недостаточную разработанность социально-психологических сторон становления спортивного мастерства в различных видах спорта, обеспечивающих статус личности и ее перспективу, то необходимость более современного облика психологической характеристики (классификации) видов спорта, соревновательных упражнений и спортивных амплуа становится очевидной с позиций гуманизации спорта и психологического мониторинга.

Работа по определению психологически значимых требований видов спорта, соревновательных упражнений и спортивных амплуа была проведена А.Л. Поповым. В основу разработки были положены основные понятия психологической теории деятельности. В соответствии со структурой деятельности в предлагаемой нами психологической характеристике видов спорта выделены три фактора:

- фактор мотивов, положенных в основу всей деятельности спортсмена, не исключая и оттенки мотивов, свойственные тому или иному виду спорта;

- фактор целей, определяющих специфику действий в конкретном соревновательном упражнении, где главной целью служит достижение спортивного результата;

- фактор условий, составляющих многочисленную группу требований к психике, обязательных для учета в операциях.

Литература

1. Дембо А.Г., Попов С.Н. и др. О группировке видов спорта. /Теория и практика физической культуры. № 2, 1966.

2. Демин В.А. Методологические вопросы исследования спорта в аспекте теории деятельности. /Автореф.... канд. пед. наук. - М.: 1974.

3. Джамгаров Т.Т. Психологическая систематика видов спорта и соревновательных упражнений. /В сб. Психология и современный спорт. - М.: ФиС, 1982.

4. Кретти Дж. Б. Психология в современном спорте. - М.: ФиС, 1978.

5. Найдиффер Р.М. Психология соревнующегося спортсмена. -М.: ФиС, 1979.

6. Психология спорта высших достижений /Под ред. А.В. Родионова. - М.: ФиС, 1979.

7. Синайский М.М., Попов А.Л. Систематика соревновательных действий спортсменов по критериям результатов. - М.: Теория и практика ФК, № 2, 1996.

8. Толковый словарь спортивных терминов. /Сост. Ф.П. Суслов, С.М. Вайцеховский. - М.: ФиС, 1993.  


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Мельников, В. Психологическая характеристика видов спорта (проблема психологической характеристики видов спорта) / Мельников В., Попов А. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 343-345.