РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ШАХМАТИСТОВ

РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ШАХМАТИСТОВ

С.Неверкович, Е.Кучумова

Российская государственная академия физической культуры,
Москва, Россия

Проблема обучения шахматной игре детей является одной из приоритетных проблем спортивной педагогики и психологии. Существует множество разработанных педагогических программ по обучению шахматам, отраженных в учебниках, методических рекомендациях, сборниках комбинаций и упражнений. Как научить играть ребенка в шахматы, как сделать более доступным к пониманию весь багаж возможных теоретических знаний и дать возможность пользоваться ими на практике? Эти вопросы волновали многих специалистов, в том числе и известных шахматистов прошлого, когда шахматисты еще не являлмсь на столько популярными как сегодня. Отсутствовали также теоретические разработки о полезности шахмат и их значимости для развития мышления детей.

В настоящее время разработка современных программ и методик по шахматам осуществляется в соответствии с известными педагогическими принципами: так учитываются требования к контингенту учащихся (возраст, степень подготовки и другие), определены продолжительность и периодичность обучения, содержание обучения, зависящее от реально поставленных целей и задач и т.п.

Общее признание получили программы по обучению юных шахматистов, разработанные А.Н.Костьевым, В.Е.Голенищевым, Г.Я.Левенфишем, Г.Я.Горенштейном и другими.

Существующие программы и методики широко используются тренерами в своей работе. Но, как правило, ими применяются только детально разработанные отдельные темы, при этом методика в ее целостном варианте за основу не принимается.

Является общепринятым мнение, что интеллектуальное и личностное развитие шахматиста повторяет историю развития шахмат в плане общих закономерных тенденций. В связи с этим является само собой разумеющимся, что на первых этапах обучения юный шахматист должен овладеть тактикой и только лишь по достижению им определенного уровня мастерства - стратегией. Учение В.Стейница о первостепенном значении стратегии в шахматной игре появилось только после того, как комбинационная игра уже считалась классикой в шахматах и были сыграны великолепные партии, в основе которых лежали исключительно комбинации.

Следует признать, что современное обучение шахматистов организовано по типу эмпирического обучения. В течении длительного времени дети изучают различные тактические приемы и только немногие из них способны самостоятельно выйти на уровень усвоения стратегических законов шахматной игры. Стандартным и общепринятым является следующий подход по обучению тактических приемов в шахматах: юному шахматисту показывается классический пример на тему отвлечение, завлечение, двойной удар, вскрытый шах или предлагается другой прием на запоминание, с помощью которого стало возможным одержать быструю победу за белых или за черных. Для закрепления пройденного материала преподаватель предлагает решить самостоятельно ряд подобных позиций. Таким образом, ведется обучение в течении первых двух-трех лет, принципиально меняясь лишь в названиях тактических приемов. Качество усвоения материала при таком обучении довольно низко и причина этому заключается в том, что в практических партиях юному шахматисту редко удается реализовать свои знания, так как уровень партий у начинающих довольно низок. Стратегические законы игры, принципы позиционной ориентации в многообразии шахматных вариантов вообще не преподаются на начальном этапе подготовки юных шахматистов. Но без изучения стратегии невозможно полноценно разобраться в сущности шахмат, где сама идея игры предполагает нгаличие далеко идущего плана. При ориентации на практическую реализацию принципов развивающего обучения, положительный эффект в обучении юных шахматистов может быть достигнут тогда, когда освоение учебного материала происходит не за счет механического заучивания, повторения и воспроизведения, а путем овладения учащимся обобщенных способов мыслительной деятельности. Лишь в этом случае можно говорить о развитии как о присвоении индивидом общественно выработанных способов человеческой деятельности и превращении этих способов в формы индивидуальной субъективности. Именно присвоение содержательно обобщенных способов деятельности ведет к появлению качественных изменений в психике обучаемого, формированию у него новых психических функций и соответствующих новообразований (Выготский Л.С., Давыда В.В.).

Подход к проблеме развивающего обучения опирается, как известно, на следующие положения: основной развивающего обучения служит его содержание, от которого производны методы (или способы) организации обучения (Эльконин Д.Б., Давыдв В.В.). Развивающий характер учебной деятельности, как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте, связан с тем, что ее содержанием являются теоретические знания.

Исходя из этого положения, необходимо кардинально пересмотреть подход к обучению шахматам детей, потому что принципы разработанные школой развивающего обучения, абсолютно правомерны и при обучении детей шахматной игре.

Таким образом, существует необходимость основательно пересмотреть весь подход к обучению шахматам детей. Необходимо с самого начального этапа обучения формировать у них теоретическое мышление, что позволит юным шахматистам свободно ориентироваться в любой шахматной конкретной позиции, верно оценивать практически любую ситуацию, сложившуюся на доске, выбирать верный план игры в целом и, как следствие, добиваться успеха и демонстрировать высокие результаты в практических партиях. Безусловно, в шахматах существует большое количество понятий, которыми не в силах сразу овладеть юный шахматист, но главным и ведущим понятием в шахматах является оценка позиции. Оценка позиции формируется на основе развития рефлексии у детей, являющейся, как известно, одной из составляющих теоретического мышления.

Таким образом, современные методы подготовки юных шахматистов должны ориентироваться, в основном, не на передачу знаний и формирование частных умений, а на развитие в процессе обучения теоретического мышления у детей, что возможно лишь при организации рефлексивной деятельности в процессе обучения юных шахматистов.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Неверкович, С. Развитие методических принципов подготовки юных шахматистов / Неверкович С., Кучумова Е. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 346-347.