СТРЕСС С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ

СТРЕСС С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ

В.Непопалов

Российская государственная академия физической культуры,
Москва, Россия

Несмотря на долгую историю, понятие "стресс" (Г. Селье, 1936 г.) не вошло в пространство психологической науки. И дело не в нежелании психологов, а в недостаточно объяснительной силе данного понятия, или точнее в том, что данное понятие не отражает психологической реальности. Что же оно отражает ? При всей аморфности и абстрактности данного понятия все же выявляется основное. Претендуя на "научную философию поведения" (Селье, 1992 г.), что является высшим уровнем обобщения, он обосновывает высшие формы поведения "неспецифической реакцией организма на любое воздействие". При этом, приспособительная реакция находится в прямой зависимости от интенсивности раздражителя. Но известно, что человеческое поведение избирательно, что поведение не есть ни реакция, ни совокупность реакций. Психология в тех же 30-х годах распрощалась с этими упрощенными представлениями. Но настойчивость, с которой физиологи и медики использовали это понятие, привела к тому, что оно на настоящий момент охватило большой ареал обыденного сознания. Последнее с необходимости заставляет отнестись к этому явлению с научно-психологической точки зрения.

Анализ, произведенный нами выявил два ряда фактов: (A) 1. Организм человека функционирует в режиме приспособления; 2. Приспособление реализуется посредством физических, химических и биологических реакций; 3. Реакции составляют лишь материал, из которого строится поведение. (В) 1. Само поведение социально; 2. Обусловлено культурно-исторической ситуацией и возникающей задачей; 3. Чтобы раздражитель любой интенсивности вызвал поведение, направленное на приспособление или изменение, он с необходимостью должен иметь значение (Леонтьев А. Н.) или "валентность" (К. Левин); 4. Повышая или понижая уровень значимости можно управлять влиянием стрессоров.

В качестве модели экспериментального исследования использован механизм изменения порогов чувствительности, в которой изменялись значимость раздражителя и интенсивность. Исследование строилось по типу "ассоциативный эксперимент". Регистрировались показатели: КГР, ЧСС, пульс и речевая реакция. В эксперименте участвовала группа учащихся спортсменов. Проведенные исследования: 1. подтвердили выдвинутую гипотезу; 2. позволили выработать ряд рекомендаций по изменению влияния стрессовых факторов; 3. позволили выдвинуть предположение о сложном строении такого явления как стресс, включающий: раздражитель, обладающий биологическим, психологическим, личностным или социальным смыслом; и соответствующий этим смыслам тип "реагирования" (физиологический, эмоциональный, расстройство в форме волнения или тревоги, конфликт); 4. таким образом, стресс не существуют в форму "стимул-реакция", а разворачивается в системе "социум-человек", где различные структуры функционируют гетерохронно.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Непопалов, В. Стресс с точки зрения психологии // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 347.