ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ СПОРТЕ

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ СПОРТЕ

В.Никитушкин, П.Квашук

Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры,
Москва, Россия

Специалисты изучающие различные стороны жизнедеятельности человека, в том числе и спортивную деятельность, отмечают важность и необходимость индивидуального подхода, основанного на выделении признаков и качеств, развитие которых в наибольшей мере способствует реализации его способностей и возможностей для достижению намеченных целей (1,2,3,4,5,6,7).

Исследование было направлено на совершенствование теоретических и методических основ реализации принципа индивидуализации подготовки в юношеском спорте.

В работе применялись: теоретические методы исследования; комплекс педагогических методов, включая постановку специальных педагогических экспериментов; комплекс медико-биологических и биохимических методов; математико-статистические методы анализа и обработки информации.

В результате теоретического анализа была разработана методология исследования проблемы индивидуализации в юношеском спорте на ближайшую и дальнюю перспективы.

Изучены индивидуальные особенности физической подготовленности, функционального и психического состояния юных спортсменов (этап начальной спортивной специализации, этап углубленной тренировки), на этой основе разработаны индивидуально-типологические модели, позволяющие классифицировать спортсменов по исследованным признакам.

Так в скоростно-силовых видах (спринтерский бег, л/а метания) были выявлены группы спортсменов с наиболее ярко выраженным преобладанием различных двигательных способностей, в частности у спринтеров, быстроты, силы, скоростно-силовых (Р< 0,05). Результаты в тестах отражающих развитие ведущих физические качеств у спортсменов выделенных групп в наибольшей степени коррелировали со спортивным результатом, также необходимо отметить, что при акцентированном воздействии на развитие ведущего физического качества юные спортсмены имели более высокие темпы прироста спортивного результата в основном соревновательном упражнении.

В циклических видах (лыжные гонки, академическая гребля, гребля на байдарках) анализ уровня подготовленности и функционального состояния юных спортсменов позволил распределить их по трем уровням работоспособности (Р< 0,05), в каждом из которых выделены спортсмены, отличающиеся характерными индивидуально-типологическими особенностями адаптации организма к физической нагрузке, классифицированные как координационный, компенсаторный и напряженный типы адаптации.

Совершенствование системы комплексного контроля проводилось на основании разработки методических приемов определения индивидуальных норм физической подготовленности и функционального состояния организма юных спортсменов.

В результате выполненных исследований сформулированы понятия текущей и динамической индивидуальной нормы развития двигательных качеств. Так под текущей индивидуальной нормой понимается научно обоснованный прогноз результата в двигательном тесте, выполненный на основе морфологических, антропометрических, биомеханических, педагогических, физиологических, психологических и социальных критериев в любой отдельно взятый момент времени.

Под динамической индивидуальной нормой понимается прогноз результатов в тесте на некоторый заданный временной интервал (цикл, этап, период), основанный на анализе ранее зарегистрированной динамики результатов.

В настоящее время для спортивной педагогики наибольший практический интерес представляет определение динамической индивидуальной нормы в силу простоты расчетов, возможностей интерпретации и наглядности получаемых результатов.

Методика определения включает два этапа: 1) регистрацию эмпирических данных на каком-либо временном отрезке; 2) статистическую обработку полученных результатов путем выравнивания рядов динамики, выявления формы тренда, расчета коэффициентов уравнения регрессии и на этой основе расчета прогнозируемых значений индивидуальной нормы исследуемых показателей на определенный, логически целесообразный, отрезок времени.

В основу разработки методики определения индивидуальной нормы функционального состояния было положено исследование реактивности, фундаментального понятия, отражающего способность как целого организма, так и отдельных органов и клеток отвечать изменением жизнедеятельности на воздействие окружающей среды. Установлено что индивидуальной нормой текущего функционального состояния спортсмена, определяющей уровень его тренированности служит диапазон возможного изменения показателей, характеризующих ведущие функциональные системы организма, обеспечивающие высокий уровень специальной работоспособности. Алгоритм определения индивидуальных норм функционального состояния юных спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта включает: 1) сбор и анализ исходных данных, изучение количественных значений физиологических показателей в исходном состоянии; 2) определение уровня физической работоспособности и измерение максимальных количественных значений физиологических показателей; 3) анализ критериев эффективности деятельности и напряженности адаптации организма юного спортсмена; 4) анализ индивидуальной нормы реагирования кардиореспираторной системы на тестирующую нагрузку; 5) заключение о функциональном состоянии юного спортсмена и эффективности тренировочного процесса.

Индивидуализация тренировочного процесса представляется одной из форм управления подготовкой спортсмена на основе учета индивидуальных особенностей и возможностей. В процессе исследования разработаны некоторые методические подходы индивидуального нормирования тренировочных нагрузок. Установлено что в циклических видах спорта индивидуальной нормой является величина нагрузки обеспечивающая выраженное, направленное тренировочное воздействие не превышающее индивидуальных показателей функциональной активности организма спортсмена в заданном режиме интенсивности.

Литература

1. Губа В.П., Никитушкин В.Г., Квашук П.В. Индивидуальные особенности юных спортсменов.-Смоленск: Изд. ТО информационно-коммерческого агентства, 1997.-218с.

2. Загрядский В.П. Физиологические основы обучения и тренировки. Физиологические резервы/ Физиология трудовой деятельности. Спб.:Наука, 1993.-С.382-902.

3. Казначеев В.П., Казначеева С.В. Адаптация и конституция человека.-Новосибирск.:Наука, 1986.-120 с.

4. Мерлин В.С. Очерки интегрального исследования индивидуальности.-М.: Педагогика, 1986. - 256 с.

5. Платонов В.Н. Современная спортивная тренировка.-Киев:Здоровў я,1980.-336 с.

6. Русалов В.М. Биологические основы индивидуальных психологических различий.- М.:Наука, 1979.- 352с. 7. Vernon R.E. The structure of human abilities.-London, 1973.-242 s.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Никитушкин, В. Теоретико-методические основы индивидуализации в юношеском спорте / Никитушкин В., Квашук П. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 348-349.