СТРУКТУРНОЕ ОПИСАНИЕ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ

СТРУКТУРНОЕ ОПИСАНИЕ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ

Н. Стамбулова

Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им.П.Ф.Лесгафта,
Санкт-Петербург, Россия

Данная работа является частью широкого исследования спортивной карьеры (СК) Российских спортсменов. На основе системного подхода разработаны три психологические модели СК: синтетическая, аналитическая и структурная (Стамбулова, 1995). Они представляют собой концептуальные схемы, построенные на определенных основаниях. Модели позволили разработать методы исследования и собрать эмпирический материал с участием более тысячи Российских спортсменов разных спортивных специализаций и квалификаций. Закономерности, выясненные в эмпирическом исследовании, построенном на базе той или иной модели, были названы психологическими описаниями СК. Ниже дается краткая характеристика структурной модели и фрагмент структурного описания СК.

Структурная модель СК базируется на психологической структуре спортивной деятельности и нацелена с одной стороны, на выяснение, психологических детерминант спортивного результата в узком смысле, а с другой - на выделение основных направлений развития спортсмена в спорте. Это трехуровневая модель, при создании которой компоненты психологической структуры спортивной деятельности были упорядочены по критерию их устойчивости - динамичности.

Если рассматривать эту модель снизу вверх, то получаем уровни психологической детерминации спортивного результата в узком смысле. Самый глубокий - социо-культурный уровень образуют: потребности, спортивно-важные качества, индивидуальный стиль деятельности (ИСД). Этот уровень влияет на результат, показанный спортсменом здесь и теперь, наиболее опосредованно, т.е. через вышележащие уровни. Следующий уровень - ситуационный - включает: мотивы, психические состояния, режимы деятельности (двигательный и психологический). И, наконец, операционный уровень, непосредственно определяющий результативность деятельности спортсмена здесь и теперь, включает: цели (задачи), психические процессы, конкретные двигательные действия и операции. Эффективность его функционирования существенно зависит от нижележащих уровней. Таким образом, можно говорить о взаимосвязи и взаимодействии конкретных психологических детерминант спортивного результата как внутри каждого уровня, так и между уровнями.

Если рассмотреть структурную модель сверху вниз, то получим систему детерминант и содержание результата спортивной деятельности в широком смысле. Здесь обнаруживаются следующие три тенденции: а) формирование на основе постановки все более сложных целей и задач новых мотивов и потребностей, что в конечном счете ведет к становлению спортивной направленности личности; б) развитие спортивно-важных психических свойств (качеств) и на этой основе психического склада личности в целом; в) формирование ИСД, который может генерализоваться и влиться в общий (личностный) стиль поведения спортсмена.

Важно отметить взаимосвязи результатов спортивной деятельности в широком и узком смысле. Достижения в развитии, создавая социо-культурный уровень детерминации спортивного результата, повышают эффективность и надежность деятельности спортсмена. Конкретные же спортивные результаты выступают положительными или отрицательными подкреплениями в развитии тех или иных психических образований.

На основе структурной модели была разработана схема письменного интервью "СК -структурная модель". В исследовании приняли участие 117 спортсменов (возраст 19-23 года, мужчины и женщины, представители разных видов спорта, спортивная квалификация: от 1 взрослого разряда до мастеров спорта международного класса). Спортсменам предлагалось: выделить этапы своей спортивной карьеры; отметить этап, где были достигнуты наивысшие спортивные результаты; оценить ретроспективно по этапами динамику основных мотивов, спортивно-важных качеств, компонентов ИСД и др.

Эмпирически было выделено пять этапов СК: 1) начало спортивной специализации; 2) этап углубленной тренировки в избранном виде спорта; 3) кульминация - 1 (зона первых больших успехов); 4) кульминация - 2 (зона оптимальных возможностей); 5) этап, предшествующий уходу из спорта. Индивидуальные пики спортивных результатов приходились на кульминацию-1 или кульминацию-2. В структурном описании СК показаны: а) неравномерность и гетерохронность развития конкретных мотивов на протяжении СК, наличие на каждом этапе СК доминирующего комплекса мотивов с достижением общего пика мотивации на этапах кульминации СК; б) неравномерность и гетерохронность развития спортивно-важных качеств спортсмена; в) гетерохронность формирования различных компонентов ИСД с достижением пика на этапе финиша СК. Наиболее интересным фрагментом в структурном описании СК является условная оценка (в %) вклада мотивации, спортивно-важных качеств и ИСД в достижение спортивных результатов на каждом из этапов СК. У мужчин на протяжении всей СК важнейшую роль играет мотивация с наибольшим вкладом на 1-2-м и 5-м этапах. Значение спортивно-важных качеств нарастает к 3-4-му этапам и снижается на 5-м. Вклад ИСД постепенно, но неуклонно повышается, достигая максимума на финише СК. У женщин роль мотивации наибольшая на 1-2-м этапах, а затем неуклонно снижается, особенно на заключительном этапе СК. В динамике роли спортивно-важных качеств и ИСД отмечаются те же тенденции, что и у мужчин. Однако у женщин гораздо сильнее выражено значение стилевых особенностей на этапе финиша.

Еще один фрагмент структурного описания СК связан с оценкой спортсменами "приобретений" СК. Наиболее высоко спортсмены оценили выраженность таких "приобретений" СК, как: "богатая эмоциональная жизнь", "жизненный опыт", "определенные принципы и убеждения", "знания о себе и своих возможностях", "уверенность в своих силах", "качества личности, необходимые для жизни". Здесь самый распространенный ответ о роли спорта: "помог в высшей степени". Кроме того, спорт "заметно повлиял" на формирование индивидуального личностного стиля спортсменов (манеры поведения, общения, оформления своей внешности), а также на выбор ими жизненных целей и приобретение определенного положения в обществе.

В целом, структурное описание СК позволяет проанализировать собственно психологическую сторону спортивной деятельности, а именно особенности проявления и развития психики спортсменов в связи с динамикой их спортивных результатов на протяжении СК. Оно позволяет проникнуть во внутренний мир спортсмена и суть тех "психологических пружин", которые помогают ему продвигаться и по ступеням спортивного мастерства, и в своем личностном развитии. Психологические описания СК - синтетическое, аналитическое и структурное, -дополняя друг друга дают вполне определенные ориентиры для воспитания, обучения и психологической подготовки спортсменов, более широко - для системы психологического сопровождения СК как системы общих и частных технологий психологической помощи спортсмену и особенностей их применения на каждом из этапов СК, начиная с первых шагов спортсмена в спорте и заканчивая его уходом из спорта и переходом к другой карьере.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Стамбулова, Н. Структурное описание спортивной карьеры // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 351-352.