ОПЫТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКО-КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ - ЕДИНОБОРЦЕВ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОПЫТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКО-КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ - ЕДИНОБОРЦЕВ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н.Худадов

Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры,
Москва, Россия

В настоявшее время в теории и методике подготовки спортсменов высокой квалификации в единоборствах (как и в других видах спорта) имеет место определенный разрыв в описании содержания и взаимодействия ее внутренних (психических) и внешних (двигательных) составляющих, а также недооценка спортсмена как личности и субъекта тренировочной и соревновательной деятельности. Результаты многочисленных психолого-педагогических исследований, проведенных автором и другими специалистами по единоборствам (Д.А.Тышлер, М.П. Мидлер, А.В. Родионов, В.С. Келлер, Р.А. Пилоян, В.А. Плахтиенко, Ю.М. Блудов и др.), начиная с 60-х годов по настоящее время, свидетельствуют о том, что рассмотрение и анализ подготовки спортсменов с позиции психологической теории деятельности позволяет ликвидировать данные методологические недоработки.

В свете этой теории индивидуальную деятельность спортсмена (т.е. индивида в спорте) следует рассматривать как целенаправленное, мотивированное и активное взаимодействие личности с окружающей предметной и социальной средой, в процессе которого психические и двигательные компоненты выполняемых действий находятся в неразрывной взаимосвязи и взаимодействии. При этом психические компоненты являются ведущими в процессе управления деятельностью, выполняя побудительные, ориентирующие, контролирующие и регулирующие функции.

В качестве основных внутренних компонентов индивидуальной спортивной деятельности единоборца, являющихся одновременно их механизмами, были выделены: мотивы и процесс их формирования, цели и целеполагание, планирование (программирование), установки и их формирование, восприятие и переработка текущей информации (ориентирование), образы-представления и оперативные образы, принятие и реализация решения, психомоторные компоненты действия, волевые усилия, самоконтроль и коррекция деятельности и отдельных действий, психорегулирующие самовоздействия. Эти составляющие деятельности могут включаться в ее процесс в разной последовательности или функционировать параллельно.

В соответствии со своим функциональным назначением и временем выполнения действий они объединены нами в несколько следующих блоков, образующих схему внутреннего строения спортивной деятельности. 1. Пусковые (или базовые) блоки, имеющие антиципирующую направленность, связанные с определением и "конструированием" предстоящей деятельности и побуждающие спортсмена к ее выполнению. К ним относятся: а) Мотивационно-целевой, включающий все категории мотивов разных видов спортивной деятельности (ведущие, побочные, мотивы достижения, мотивирующие факторы и др), их целей - в различные периоды и интервалы времени (основные, вспомогательные - подцели, долгосрочные, кратковременные и пр.), волевую направленность как антиципацию прогнозируемых препятствий и трудностей, процесс формирования целей и установок; б) Программно - установочный, осуществляющий составление планов и программ всех этапов и разделов подготовки и участия в соревнованиях с анализом и учетом значимых для успеха факторов, формирование установок (мотивационных, целевых, операциональных, волевых и т.п.), ментальную коррекцию планов и установок. 2. Операциональные или психомоторные блоки, непосредственно связанные с двигательной деятельностью, реализацией ее планов и установок: а) Ориентировочно-исполнительный, включающий ориентирование в соответствии с намеченным планом или информационную подготовку в ситуациях непосредственного противодействия (восприятие, мгновенная переработка информации), принятие решения, его реализацию в условиях преодоления трудностей и мобилизации волевых усилий, б) Контрольно-коррекционный блок - самоконтроль и самооценку процесса и результатов деятельности, возникающих ситуаций, сенсорный самоконтроль параметров действий и движений, их коррекцию, самоконтроль и коррекцию намеченных программ. 3. Блок произвольной психической саморегуляции, обеспечивающий самооценку и саморегуляцию психических состояний, проявлений мотивации, установок волевых усилий и т.п. в разных условиях спортивной деятельности. Данная блок-схема имеет универсальный характер и может быть применена для анализа разных видов спорта и профессиональной деятельности человека.

Спортивная деятельность на уровне спорта высоких достижений не однородна и складывается согласно, с существующим реально, разделением подготовки единоборца из нескольких видов деятельности, которые побуждаются общими ведущими мотивами и направлены на достижение единой основной цели, но имеют свои частные, вспомогательные цели (подцели), мотивирующие факторы, играющие роль дополнительных стимулов в подготовке спортсмена, и присущий каждому виду операциональный состав. Целевая составляющая каждого вида спортивной деятельности определяет в основном ее операциональный состав, а мотивирующие факторы содействуют достижению цели.

Выделены следующие виды деятельности единоборца: 1.Тренировочная деятельность, которая в зависимости от ее целей может осуществляться как деятельность по ОФП, СФП, ТТП или по психической (боевой) подготовке к соревнованию. 2. Соревновательная деятельность, включающая несколько чередующихся в строгой последовательности видов: предстартовую, боевую, межраундную (отсутствующие в современной спортивной борьбе) и межбоевую. 3. Вне тренировочная деятельность, в которой используются специально подобранные вне тренировочные и внесоревновательные факторы (по-видимому, ее правильнее было бы назвать вне тренировочно - соревновательной). В нее входят виды деятельности, направленные а) на восстановление работоспособности (восстановительная), б) на получение научно-методической информации (знаний) и ее использование для планирования и контроля подготовки (профессионально-познавательная деятельность), в) на регулирование веса, г) на формирование психической готовности к выступлению. Для единоборцев высокой квалификации все указанные виды спортивной деятельности не являются отдельными комплексами специальных действий, а представляют собой самостоятельные, взаимосвязанные деятельности, имеющие для спортсмена важнейший смысл и огромную значимость. В этих видах деятельности перечисленные блоки внутренних компонентов функционируют с разной степенью их включенности и активности, а систематизирующим фактором является вектор "мотив-цель".

Применение предложенного подхода к исследованию подготовки спортсменов высокой квалификации в единоборствах позволило более широко и подробно раскрыть ее содержание, показать первостепенную роль мотивационно-целевого и интеллектуального фактора в разных видах спортивной деятельности, определить взаимосвязи между психическими и двигательными компонентами деятельности и отдельных действий, а также связи эффективности различных разделов подготовки с эффективностью и надежностью соревновательной деятельности, установить особенности взаимодействия и взаимоотношений между спортсменом и тренером и между партнерами в этих разделах, и более рационально распределить в них психолого-педагогические воздействия тренера и самовоздействия спортсменов, способствующие повышению эффективности соревновательной деятельности, оптимизации их текущего психического состояния и улучшения общения в командах.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Худадов, Н. Опыт психолого-педагогического изучения подготовки высококвалифицированных спортсменов-единоборцев как деятельности // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 352-354.