СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В.Чепик, Т.Левченкова

Государственный комитет РФ по физической культуре и туризму,
Российская государственная академия физической культуры,
Москва, Россия

За несколько десятилетеий в Росии сложилась, во многом отличная, от зарубежных система узкопрофильной вузовской подготовки. В частности, наряду с положительными моментами, в практике обучения специалистов по физической культуре и спорту многим выпускникам недоставало гуманитарных знаний, полноты сведений о социальных аспектах будущей профессиональной деятельности, жизненного кругозора, пополняемого в ходе теоретических и практических форм обучения. Более того, система подготовки специалистов ограничивала возможности учащихся в полной мере реализовать свои способности, получать образование в соответствии с предпочитаемыми социальными ролями в будущей профессиональной деятельности, Поэтому, все большую детализацию получает личностно-ориентированное обучение и воспитание, а система педагогического образования и педагогической деятельности постепенно переориентируется на удовлетворение интересов саморазвития и социализации личности учеников.

Таким образом, существующие многие годы противоречия между структурами и организацией узкопрофильного и общенаучного образования устраняются развитием непрерывного и многоуровневого обучения, в котором все большее значение приобретают диверсификация образовательных систем и широта выбора, так называемых, "образовательных траекторий" будущими специалистами. Отмеченные процессы, с одной стороны расширяют объем образовательных услуг населению, а с другой - полнее удовлетворяют запросы практики на специалистов по направлениям спортивной и физкультурно-оздоровительной работы.

Непрерывное развитие новых технологий обучения и воспитания, практики социальной работы, физического воспитания и оздоровления населения обусловили необходимость введения в содержание образования новой дисциплины - "социальная педагогика". Курс "социальной педагогики" является составной частью общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта по направлению 521900 "Физическая культура". В соответствии с учебной программой, курс ориентирован на освоение студентами знаний об особенностях использования средств физической культуры и спорта и новых оздоровительных технологий в социальном воспитании личности с учетом влияния микро и макросоциумов на поведение и достижение поставленных жизненных целей, самореализации в профессиональной деятельности и семейно-бытовых отношениях.

Познание особенностей социализации личности в процессах с нерегламентированным, а чаще всего, труднопредсказуемым эфектом воздействия микросреды на физическое и психо-эмоциональное состояние людей строится через изучение социально-демографических особенностей населения, молодежных субкультур и молодежной политики государства, деструктивных факторов современности, условий укрепления социального статуса личности и т.п.

Способность педагогического работника осмыслить и, по возможности, хорошо организовать воспитательную работу с молодежью вне формальной педагогической структуры и при отсутствии педагога - главные ориентиры теоретико-методических и практических занятий по социальной педагогике.

Качество обучения студентов в Российской государственной академии физической культуры по предмету "социальная педагогика" характеризуется не только показателями хорошей успеваемости, но и активностью в самореализации собственного жизненного опыта в сочетании с индивидуальным профессиональным творчеством.

Анализ студенческих рефератов, письменных работ, активности на семинарских занятиях указывают на большой интерес студентов к таким темам, как "Социальные институты и воспитание личности", "Молодежная политика РФ и социализация личности", "Возрастные особенности социализации личности", "Физическая культура в социальной поддержке населения", "Особенности физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с детьми и семьями группы психосоциального риска", "Игротерапия в коррекции эмоционально-волевой сферы детей и подростков", "Особенности работы с людьми пожилого возраста", "Методика работы с неформальными молодежными объединениями", "Особенности использования средств физической культуры и спорта в семейном воспитании" и др.

Преподавание курса "социальной педагогики" показало, что студенты проявляют больший интерес к тем разделам программы, которые наибольшим образом подходят к их сегодняшней профессиональной ориентации, а также носят прикладной характер.

Так, студенты групп физической реабилитации достаточно активно воспринимают материал, связанный с особенностями использования средств физической культуры и спорта в социальном воспитании лиц с ограниченными возможностями, в коррекционной работе с людьми разного возраста и особенно с пожилыми. Особый интерес вызывают занятия, на которых идет речь о составлении индивидуальных двигательных режимов с учетом особенностей социализации личности.

Те студенты, которые ориетированы на спортивную практику, наибольшую заинтересованность проявляют к возрастным особенностям детей и подростков, а также конкретным методам обучения и воспитания, которые в дальнейшем позволят им рационально строить учебно-тренировочный процесс.

Практика преподавания новой дисциплины нуждается, безусловно, в дальнейшем совершенствовании, тем более, что содержание образования курса "социальной педагогики" позволяет успешно решать вопросы обучения и воспитания в единстве обшенаучных педагогических и профессиональных интересов студентов.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Чепик, В. Социальная педагогика в системе профессионального образования студентов вузов физической культуры / Чепик В., Левченкова Т. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 354-355.