ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОМОТОРНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОМОТОРНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Е.В.Аханькова

Центр психосоциальной работы при Консорциуме "Социальное здоровье России",
Москва, Россия

Развитие психики ребенка в значительной степени связано с его игровой деятельностью, которая ребенка подчинена общим правилам развития движений: от простых способов подражания движениям взрослому до сложных сюжетно-ролевых вариантов игр. Онтогенез развития игровой деятельности у детей, говорит о том, что в связи с изменениями социально-экономических условий игровая деятельность претерпела значительные изменения. Еще 10-15 лет назад дети достаточно много играли в подвижные игры, в которых совершенствовалась не только координация ребенка, его моторика, но и развивалась временно-пространственная ориентация. В настоящее время можно говорить о превалировании игр статического характера - это конструирование, лото, пазлы, компьютер и другие электронные игры. При этом двигательная сфера ребенка остается недостаточно востребованной, что сказывается в недостаточной сформированности двигательно-моторных и координаторных функций ребенка.

На развитие речи ребенка, не только устной, но и письменной, оказывает влияние уровень развития общей и мелкой моторики. Именно поэтому в настоящее время возникает проблема дополнительной стимуляции и развития двигательной функции ребенка и его координации. Особенно перспективным и значимым в этом смысле является возрождение гимнастики - зарядки, как обязательного мероприятия во всех дошкольных учреждений. Комплекс гимнастических занятий необходимо разработать с позиции развития общей координации, пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и ориентации в "схеме тела". Через освоение серийных комплексных упражнений можно развивать у ребенка не только координацию, но и ритмичность движений. Сформированность у ребенка двигательного ритма подготавливает почву к формированию речевого ритма, поэтому совершенно очевидно, что чем более развиты движения ребенка, тем более совершенна его речь.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени моторная недостаточность, а также отклонения в движении пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе обучения и воспитания предусматриваются соответствующие воспитательно-коррекционные мероприятия (Н.С.Журова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, Н.И.Кузьмина, М.М.Кольцова). Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. В аспекте данного исследования был сделан вывод о том, что если развитие движений пальцев отстает, то задерживается речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы. Из этого следует, что необходимо особо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, так как формирование речевых зон в коре головного мозга совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов. Тренировку пальцев рук можно начинать в возрасте 6-7 месяцев (массаж каждого пальца, разминание, поглаживание). Далее вводятся активные упражнения пальцев рук, учитывая возрастные особенности: катание шариков, ощупывание и угадывание игрушки, игры с пальцами сечевым сопровождением и другие. Выполняя пальцами различные упражнения, можно достичь адекватного уровня развития мелкой моторики рук, который не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и обучению грамоте.

В заключении можно сказать, что любая двигательная активность ребенка совершенствует не только навыки данной области, но и оказывает положительное влияние на все его способности.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Аханькова, Е.В. Возможности применения психомоторных упражнений для речевого развития детей // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 357-358.