СИСТЕМА СМЫСЛООБРАЗУЮЩИХ КАТЕГОРИЙ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

СИСТЕМА СМЫСЛООБРАЗУЮЩИХ КАТЕГОРИЙ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

С.Барбашов

Сибирская государственная академия физической культуры,
Омск, Россия

Сегодня, исследование мировоззрения, смысловой сферы личности и смыслообразование признаются наиболее продуктивными направлениями в психологии личности (2). Представляя мировоззрение как компонент образа жизни, содержащий представления о наиболее общих связях и закономерностях, присущих объектам и явлениям действительности, а также человеческой деятельности, в прикладной психологии интенсивно ведется разработка методов количественной и качественной оценки высшей подсистемы структуры личности человека его мировоззрения и социально - психологической направленности (1).

В связи с существенным видоизменением системообразующих факторов в сфере физической культуры и ее прикладной области физкультурного образования (3,4), проблема возрастных особенностей формирования целостного мировоззрения, основанного на ценностном и положительно ориентированном подходе к занятиям физической культурой и спортом приобрела особую актуальными.

С целью выявления особенностей мировоззрения в сфере физической культуры и спорта у школьников различных возрастных групп, было проведено исследование, в котором приняло участие 994 школьника 1 - 11 классов городов Сибири: Омска, Нижневартовска, Новокузнецка. Для определения структуры смыслообразующих категорий учащимся предлагалось в свободной форме закончить предложение " Люди занимаются физической и спортом для того чтобы...", далее все полученные ответы классифицировались по смысловым линиям, с последующим объединением в смыслообразующие категории.

Результаты контент - анализа завершенных предложений показали, что школьники различных возрастов выделили более 20 смысловых тенденций (линий), которые условно можно объединить в 6 смыслообразующих категорий: здоровье, развитие физическое, развитие социально - психологическое, развитие интеллектуальное, подготовка к будущей жизнедеятельности и реабилитация, Смыслообразующая категория "здоровье" включала следующие смысловые линии: 1.Отсутствие болезней, 2.Хорошее самочувствие, бодрость 3.Высокая работоспособность. Категория "Развитие физическое"; 1.Полезность для органов и систем организма, 2.Двигательные способности и качества, 3.Внешний телесный вид: фигура, гармоничность мышечного развития. Категория "Развитие социально - психологическое"; 1.Личностные качества: трудолюбие, дисциплинированность и др. 3.Эстетичность и красота. 4.Состязание: сравнение себя с другими. 5.Самореализация. 6.Общение с другими людьми. Категория "Развитие интеллектуальное"; 1. Изучение и обучение новым движениям,2. Получение новых знаний, 3. Изучение собственных возможностей. Категория "Подготовка к будущей жизнедеятельности"; 1.Получение образования 2.Подготовка к трудовой деятельности3.Подготовка к жизненным трудностям, 4.Защита себя и других. Категория "Реабилитация"; 1.Отдых после учебы и труда, 2.Восстановление и поддержание здоровья, 3. Эмоциональная разрядка и здоровье.

Структурный анализ мировоззренческих категорий показывает, что учащиеся общеобразовательных школ связывают свою сферу физической культуры в основном с процессами развития: интеллектуального, физического, социально - психологического. Однако соотношение отдельных компонентов мировоззрения имеет достаточно упрощенную форму. Так более 60 % от суммы выборов по каждой параллели классов приходится на категорию "здоровье" со смысловой линией "отсутствие болезней" и категорию "развитие физическое" со смысловыми линиями двигательные способности и качества" и "внешний телесный вид". Все остальные категории и смысловые линии, являющиеся по существу смысловыми тенденциями поведения представлены крайне низким процентными уровнями.

Из числа более или менее значимых смысловых линий можно выделить актуальные уровни смысловых линии "полезность для здоровья", "хорошее самочувствие и бодрость", "получение новых знаний" для младших школьников. Смысловые линии "самореализация", "изучение и обучение новым движениям", "состязательность" для учащихся среднего школьного возраста. "Изучение собственных возможностей", "гармоничность развития", "эстетичность и красота", "подготовка к будущей жизнедеятельности" для учащихся старшего возраста.

Для количественной характеристики мировоззрения были использованы среднегрупповой показатель "личностной широты мировоззрения", представляющий собой отношение общего числа выборов к количеству проанкетированных по каждой параллели классов и ранговая широта, представляющая собой средневзвешенное значение количества смысловых лини выделенных группами учащихся каждой параллели классов.

Результаты проведенного анализа по параллелям классов от 1 до 11 показали, что показатель "личностной широты мировоззрения" имеет максимальные значения в младших классах (1.49 - 1.60 усл. ед), с последующей однонаправленной тенденцией снижения к 11 классу до уровня 1.26 усл. ед. Взятый для сравнения уровень личностной широты мировоззрения абитуриентов поступающих в СибГАФК и учителей физкультуры, составил 2.88 - 2.92 усл.ед. соответственно.

В отношении показателя ранговой широты, которая логически соотносится с общественной широтой мировоззрения, зафиксирована динамика параболического типа с достижением максимума в 5 - 7 классах.

Итоги проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

- методы контент анализа ответов учащихся с выделением смыслообразующих категорий и смысловых лини позволяют выявить систему реально существующих тенденций поведения и особенности структуры мировоззрения для различных возрастных групп школьников в сфере физической культуры и спорта.

- основная часть спектра смыслообразующих категорий составляют категории связанные с развитием: физическим, социально - психологическим, интеллектуальным.

- современный уровень физкультурного образования школьников не формирует у учащихся всей широты возможных смысловых линий поведения. На протяжении всего школьного периода развития доминирующими являются категории "здоровье" со смысловой линией "отсутствие болезней" и категория физическое развитие" со смысловой линией "двигательные способности и качества"

Литература

1. Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции // Психологический журнал.- 1997- Т.18- № 2- с.58 - 78.

2. Леонтьев Д.А. Динамика смысловых процессов // Психологический журнал - 1997.- Т.18.- № 6.- с.13 - 27.

3. Малышевский А.Ф. Образование: поиск иных смыслов. // Физкеультура в школе.-1996.-№ 1. - с.7 - 10.

4. Матвеев А.П. Концепция образовательной программы "Физическая культура" для средней общеобразовательной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996.-№ 1.-с.19-22.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Барбашов, С. Система смыслообразующих категорий мировоззрения школьников в сфере физической культуры // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 358-359.