ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Н.Барышева

Самарский Государственный педагогический университет,
Самара, Россия

Одним из решающих условий, обеспечивающих результативность и продуктивность труда человека, является наличие высокой общей работоспособности, базирующейся на крепком здоровье и нормальном физическом развитии. Проблема развития физической культуры личности существенно актуализируется и в связи с требованиями, предъявляемыми к человеку системой рыночных социально-экономических отношений в стране, основными характеристиками которой выступают высокий уровень риска, конкуренция, напряженность труда, повышенная ответственность специалиста, востребованность высокого профессионализма в любой сфере жизнедеятельности и т.д.

В этой связи проблема формирования привычек здорового образа жизни, сознательного отношения к собственному здоровью и физической подготовленности существенно актуализируется на всех возрастных этапах развития личности и выступает как социально-значимая задача, которая должна решаться за счет новых подходов к системе физического воспитания. Проведенные в этом направлении исследования В.К.Бальсевича, М.Я.Виленского, П.А.Виноградова, В.И.Жолдака, Л.И.Лубышевой и др.(1,2,3,4,5,6) свидетельствуют о наличии существенных резервов реорганизации современной системы физического воспитания учащихся, позволяющих выйти на качественно новый уровень ее функционирования.

Отсюда целью нашего исследования стала разработка организационно-педагогической системы (методологические основания, концепция, принципы, организационно-педагогическое и методическое обеспечение) развития физической культуры личности.

В соответствии с целью и объектом исследования использовались научно-исследовательские методы двух уровней:

- методы теоретического уровня: анализ философской, социологической, психолого-педагогической и методической литературы, обобщение, моделирование, экстраполяция, синтез эмпирического материала.

- методы эмпирического уровня: наблюдение, изучение педагогической документации, различные виды опросов (анкетирование, беседа, интервьюирование и т.д.) и экспертных оценок, констатирующий и формирующий педагогический эксперимент.

Показатели выполнения двигательных действий изучались с помощью инструментальных методик: электроэнцефалография, электромиография, гониометрия, стабилография, сейсмография. Показатели физического развития и физической подготовленности учащихся изучались с помощью совокупности методик: проба Руфье, проба Штанге, регистрация показателей частоты сердечных сокращений, артериального давления, весо-ростовых показателей, жизненной емкости легких, а также пробы развития выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости.

В результате проведенных исследований разработана модель организационно-педагогической системы развития физической культуры личности, основными принципами которой стали: непрерывность развития, целостность развития, личностно-ориентированный характер системы, перевод процесса развития в режим самоорганизации и саморазвития. Выявлены основные условия развития физической культуры личности и всех ее подструктур. Разработано учебно-методическое обеспечение организационно-педагогической системы развития физической культуры личности, включающее в себя программы, учебные пособия, методические рекомендации.

Полученные результаты позволили сделать следующие выводы. Так, статистически достоверно доказана эффективность разработанной модели организационно-педагогической системы развития физической культуры личности. Результаты исследований, полученные на основе внедрения теоретических занятий в экспериментальной школе, свидетельствуют о том, что во всех возрастных группах учащихся показатели освоения знаний о физической культуре значительно превышают показатели соответствующих возрастных групп контрольной школы. Количество учащихся, овладевших навыками и умениями самостоятельного использования физических упражнений в организации здорового образа жизни, достоверно выше (P< 0,05) в экспериментальных классах (69% - младшие классы; 73% - средние классы; 49% - старшие классы) по сравнению с контрольными классами (соответственно 7%; 17%; 5%). Достоверно улучшились и показатели функциональной подготовленности. Также достоверно доказано увеличение показателей физической подготовленности по большинству двигательных способностей во всех возрастных группах.

Кроме этого, выявлено, что обеспечение личностно-ориентированного образования в области физической культуры возможно только при переходе к классам с переменным составом учеников с применением многовариативных и полифункциональных программ по видам спортивной двигательной подготовки. Существенно повлияло на процесс развития физической культуры школьников построение программы преимущественно по спортивно-игровому интересу.

Литература

1. Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех. // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 4. - С.10-16.

2. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи. // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. - 1996. - № 1. - С.8-17.

3. Виленский М.Я. Социально-педагогические детерминанты формирования здорового образа жизни. // Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 10. - С.9 -15.

4. Виноградов П.А. Актуальные проблемы развития физической культуры и формирования здорового образа жизни населения России. - М.: Изд-во "Физическая культура и спорт", 1995. - С.4-33.

5. Жолдак В.И. Социологические аспекты здорового образа жизни. // Мат.Всерос.научно-практ.конф. - Томск: ТИФК, 1996. - С.63-77.

6. Лубышева Л.И., Бальсевич В.К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни. // Современные исследования в области спортивной науки. - СПб., 1994. - С.110-115.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Барышева, Н. Педагогические основы развития физической культуры личности // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 359-361.