ДИНАМИКА ПСИХИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СПОРТСМЕНОК В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ

ДИНАМИКА ПСИХИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СПОРТСМЕНОК В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ

Е.Беклемишева

Московский городской педагогический университет,
Москва, Россия

Постановка проблемы. Высокий рейтинг отечественной художественной гимнастики, сохраняющийся на всем протяжении существования этого вида спорта, объясняется традиционным преимуществом русской хореографической школы, а также влиянием научной школы, благодаря которой лучшие гимнастки характеризуются прекрасными антропометрическими данными, высоким уровнем развития специальных способностей, наличием сверхсложных композиций, построенных с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждой спортсменки. В то же время было относительно много неудач в крупнейших международных соревнованиях, что, как правило, объясняется пробелами в психологической подготовленности, недостатками психической работоспособности, из-за чего спортсменки не могли полностью реализовать свой потенциал в необходимый момент времени.

В настоящем исследовании была предпринята попытка различить динамику психической работоспособности спортсменок в тренировочном процессе. Это позволило получить базовые данные, на основе которых в последующем будет изучаться проявление психической работоспособности спортсменок в условиях соревнований.

Метод. Для изучения динамики психической работоспособности гимнасток используется прибор, позволяющий фиксировать разность потенциалов на ладонной поверхности и на лбу спортсменок. Такого рода методика, связанная с диагностикой течения медленных волн коры головного мозга, в разных источниках носит названия "регистрация омега - потенциалов" или "регистрация квазистационарного потенциала (СП)". Мы использовали второе название. Динамика показателей КСП (в милливольтах) фиксировалась до и после тренировки, а также в различных тренировочных ситуациях. Испытуемые - мастера спорта, имеющие стаж занятий художественной гимнастикой не менее 15 лет.

Результаты и их обсуждение. Средние показатели КСП до тренировки - 16,0 мВ, после - 20,9 мВ (р<0,05), т.е. тренировочное занятие не только снижает, но и повышает уровень психической работоспособности. После разминки значение КСП не превышают 15 мВ, что очевидно связано с незавершившимися перестройками нервных структур под влиянием стандартных упражнений. Косвенно это может свидетельствовать о недооценке разминки в тренировке гимнасток. Динамика КСП в тренировочном занятии прямо связана с характером отдельных видов многоборья. Наибольшее значение КСП 20-25 мВ, зафиксировано после упражнения с лентой и булавами, что объясняется высокой психической мобилизованностью спортсменок из-за технической сложности таких упражнений. Более "комфортным" можно определить состояние спортсменок после упражнений с мячом и обручем (СП в пределах 15-18 мВ). Различные сочетания видов многоборья несут в себе различные эмоциональный заряд и по разному отражаются на уровне оптимизации спортсменок. Например, сочетание "лента - скакалка - мяч" требует наибольших нервных затрат, что характеризуется снижением КСП до 10-12 мВ; сочетание "мяч - обруч - булавы", наоборот, приводит к повышению уровня КСП до 22-24 мВ. Наличие этих закономерностей не исключают индивидуальных вариаций, что обусловлено индивидуальными особенностями психофизиологических и психодинамических свойств спортсменок, а также фактором "любимых упражнений". Необходимо искать объективные критерии индивидуальной динамики психической работоспособности спортсменок и оптимальных сочетаний упражнений в различных тренировочных циклах.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Беклемишева, Е. Динамика психической работоспособности спортсменок в процессе занятий художественной гимнастикой // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 361.