ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВНУШЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВНУШЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

Т.Бондарчук, С.Павлов, Е.Орехов

Уральская государственная академия физической культуры,
Челябинск, Россия

Условия, сопровождающие тренировочную деятельность юных спортсменов групп начальной подготовки, как правило, не предполагают включение методов и средств, интенсифицирующих ее (в широком смысле). Поэтому возникает необходимость разработки педагогических средств и методов, позволяющих учитывать возрастные особенности юных спортсменов, сохраняющих их здоровье и, в то же время, стимулирующих рост физических качеств и, как следствие, рост спортивного мастерства (6). Включение направленного педагогического внушения в методику воспитания физических качеств (при выполнении спортсменом конкретного упражнения) юных спортсменов является одним из перспективных направлений исследований в данной проблеме.

Специфичность использования педагогического внушения в спортивной тренировке обусловлена тем, что в ней преобладает двигательная активность и объем применения методов словесного воздействия в работе тренера несколько меньше в сравнении с другими видами педагогической деятельности. Поэтому ценность каждого слова тренера должна быть выше, а роль умения владеть им - значительнее (1, 5). В связи с особенностями спортивной тренировки многие исследователи показывают целесообразность и эффективность применения в тренировочном процессе методов внушающих гетеровоздействий (2, 3, 4).

В спортивной практике проблематичным остается вопрос о реализации педагогического внушающего воздействия в спортивной практике, о чем свидетельствуют исследования, проведенные в этом направлении.

Определено, что если рассматривать внушение как метод вербального воздействия тренера на спортсмена, то целесообразно использовать: по критерию наличия цели внушения - преднамеренное внушение, характеризующееся конкретной целью; по способу воздействия - прямое внушение, характеризующееся открытостью цели внушения и прямой направленностью на спортсменов. В связи, с чем целесообразно реализовывать прямое преднамеренное внушение. Этот метод адекватен особенностям и требованиям тренировочной деятельности спортсменов групп начальной подготовки и педагогической деятельности тренера.

В связи с недостаточной разработанностью проблема использования педагогического внушения в процессе воспитания физических качеств предопределила цель исследования - разработать методики прямого преднамеренного внушения, способствующие совершенствованию процесса воспитания физических качеств спортсменов групп начальной подготовки.

Задачи исследования:

1. Определить условия эффективной реализации метода прямого преднамеренного внушения в структуре тренировочного занятия.

2. Разработать структуру и содержание методик прямого преднамеренного внушения в направленном воспитании физических качеств спортсменов групп начальной подготовки 12 -ти- 13 -ти лет.

Для реализации цели и задач исследования применялся комплекс педагогических, психологических и психофизиологических методов исследования, включающий в себя: анализ и обобщение научно-методической литературы; беседу, анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент.

Нами было обследовано 280 спортсменов групп начальной подготовки различных специализаций (борьба, спортивные игры, лыжные гонки, легкая атлетика) в возрасте 12-ти 13-ти лет с целью определения эффективности реализации прямого преднамеренного внушения (ППВ) в методике воспитания физических качеств.

Результаты исследования позволили сделать некоторые выводы.

Эффективность реализации метода ППВ в структуре отдельного тренировочного занятия при воспитании физических качеств обусловлена: задачами тренировочного занятия; временем осуществления педагогического внушения (до выполнения упражнений, во время выполнения упражнений, до и во время выполнения упражнений); длительностью воздействия; структурой методик ППВ, содержанием формул внушения. Структура методик ППВ должна включать систему этапного внушающего воздействия на спортсменов, а содержание формул внушения - отражать специфику воспитания конкретного физического качества.

При разработке методик ППВ в направленном воспитании физических качеств юных спортсменов учитывались следующие факты:

- доступность в практическом применении;

- адекватность особенностям тренировочного процесса групп начальной подготовки;

- наличие критерия цели, характеризующийся открытостью, прямой направленностью на спортсменов, целенаправленным содержанием формул внушающего воздействия в зависимости от задач занятия в направленном воспитании физических качеств.

Большое значение для спортсменов групп начальной подготовки перед и во время тренировки имеют такие актуальные установки:

- проявлять высокую активность в конкретной обстановке тренировочной работы, выполнять требования программы на всех этапах подготовки;

- необходимость постоянного роста спортивных результатов в тренировках и преодоление временных неудач;

- проявлять устойчивость при нагрузках в тренировках.

Эффективность воспитания физических качеств спортсменов групп начальной подготовки возрастает, если: в методику воспитания физических качеств включено ППВ, усиливающее эффект физических упражнений; условия реализации ППВ обусловлены: временем осуществления внушения; длительностью воздействия; содержанием формул внушения, что предопределяет структуру ППВ; ППВ используется в процессе физической подготовки. Экспериментальное исследование позволило убедиться в действенности использования ППВ и его применения в спортивной практике. В эксперименте были получены статистически значимые данные, свидетельствующие о том, что реализация ППВ и сопровождающих его условий обеспечила значительные позитивные изменения в показателях физических качеств спортсменов экспериментальных групп по сравнению с показателями контрольных групп, в которых не использовалось направленное педагогическое внушение.

Литература

1. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. М.: ФиС, 1986. - 208 с.

2. Козин А.П. Психогигиена спортивной деятельности. Киев: Здоров`я, 1985. - 128 с.

3. Психорегуляция в подготовке спортсмена / В.Н. Некрасов, Н.А. Худадов, Л. Пиккенхайн, Р. Фрестер. М.: ФиС, 1985. - 176 с.

4. Родионов А.В. Вербальные средства воздействия на психическое состояние спортсмена // Психическая саморегуляция: Сб. науч. статей. Алма-Ата, Изд-во Казах. ГИФК, 1987, с.110.

5. Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. М.: Просвещение, 1987. - 224 с.

6. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. М.: ФиС, 1985. - 255 с.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Бондарчук, Т. Педагогическое внушение в процессе воспитания физических качеств юных спортсменов / Бондарчук Т., Павлов С., Орехов Е. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 363-365.