О ДВУХ ТИПАХ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА

О ДВУХ ТИПАХ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА
(по материалам зарубежных исследований)

А.Дука

Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры,
Москва, Россия

В нашем экспериментальном исследовании, проведенном с высококвалифицированными легкоатлетами, были выделены два основных типа доминирующей мотивации: личная и социальная. Мы рассмотрели ряд работ зарубежных психологов и обнаружили, что есть много общего в наших подходах к изучению нравственных мотивов занятий спортом.

Проблема доминирующей мотивации в наиболее общем виде поставлена в работе американского психолога Д.Б.Батт (D.S.Butt).Она полагает, что у спортсмена доминирует одна или две мотивации. И на основании этого можно выделить два типа спортсменов: стремящийся к соперничеству (competitor) и стремящийся к сотрудничеству (cooperator). По мнению автора, психологическая мотивация спортсмена может быть представлена в виде трех основных моделей: агрессия, невротический конфликт и компетентность. Агрессивность и невротический конфликт вероятнее всего ведут к мотивации соперничества. Компетентность - к мотивации сотрудничества. Для спортсменов с преобладанием мотивации соперничества более важным является внешнее вознаграждение, получаемое от спорта, для спортсменов с мотивацией сотрудничества - внутреннее вознаграждение, удовлетворенность собой. Соперничающий тип спортсмена является наиболее распространенным в американском спорте. Ему присущ эгоцентризм., агрессивность, упрямство, неспособность понять другого человека. У менее зрелых спортсменов эти качества могут глубоко укорениться и стать деструктивными. Индивидов с невротическими склонностями в спорте привлекает социальное вознаграждение за успехи: деньги, признание, статус, популярность. Жажда победы становится более важной, чем средства ее достижения, основным девизом является "победа любой ценой". Это говорит о серьезных проблемах в формировании их личности. Наиболее конструктивная модель - это мотивация компетентности. Теория мотивации компетентности была выдвинута Робертом Уайтом (R.W.White). Спортсмены, мотивируемые стремлением к компетентности, поддерживают дружеские отношения с товарищами по команде, действуют личностно и социально наиболее конструктивным образом. Для них спорт - это один из видов деятельности, в котором индивид в рамках правил может проверить, на что он способен. Стремление к компетентности, по мнению автора, - это самый конструктивный мотив занятий спортом.

Американские психологи Томас Тутко и Брус Огилви (T.Tutko, B.Ogilvie) занимались изучением личности спортсменов, с которыми трудно работать тренеру. Среди десяти выделенных ими типов наибольший интерес представляют группы эгоцентричных и высокотревожных спортсменов. Важнейшим мотивом, лежащим в основе их поведения, является убежденность в том, что любая деятельность должна приводить к прямому вознаграждению. Именно поэтому такой спортсмен никогда не пожертвует своими интересами ради команды или тренера. Второй особенностью является тщательно скрываемый страх проявить свою некомпетентность. Неуспех у таких спортсменов сопровождается рационализацией или проекцией, ответственность за неудачу возлагается на кого-либо или на что-либо. Эти спортсмены не испытывают чувства вины, и для них характерны серьезные трудности в установлении эмоциональных контактов с людьми. Дерек Райт (D.Wright) подобный тип личности называет аморальным (в противовес альтруистическому), поскольку такие спортсмены, овладев искусством симуляции моральных чувств в своих личных целях, не чувствуют угрызений совести.

Существуют различные мнения по поводу того, что такое соперничество и сотрудничество в спорте. В работе Мортона Дойча (M.Deutch) соперничество и сотрудничество различаются по отношению к цели. В соперничестве цели двух участников или групп взаимоисключаемы, а при сотрудничестве, их цели взаимосвязаны. В экспериментах были созданы ситуации соперничества и сотрудничества, и исследовалось их влияние на деятельность, а также были изучены личностные характеристики, мотивация испытуемых. В условиях соперничества, когда члены группы боролись за взаимоисключающие цели, атмосфера была враждебной, имели место недоверие, неуверенность, сомнения. В условиях сотрудничества испытуемые проявляли взаимопонимание, задачи решались быстро и правильно. В аналогичных исследованиях А.Минц (A.Mintz) и М.Шериф и Ф.Шериф (M.Sherif & F.Sherif) пришли к таким же заключениям: социальная ситуация соперничества создает атмосферу личностной и социальной дезорганизации, причем уровень исполнения становится ниже оптимального. Эту ситуацию можно изменить, если принцип соперничества заменить установкой на достижение общих целей. Интересные результаты были получены в экспериментальных играх, проведенных Х.Келли и АюСтахельски (H.Kelly & A.Stahelski). Испытуемым предоставлялся выбор между стратегией сотрудничества и стратегией соперничества, от чего зависело вознаграждение испытуемого и его партнера. Выбор стратегии сотрудничества оказался малочисленным. Причем даже в тех случаях, когда выбор соперничающего стиля игры приводил к поражению обоих игроков, испытуемые не отдавали предпочтения стратегии сотрудничества. Даже игроки, ориентированные на сотрудничество, вынуждены были изменить своему стилю и принять соперничество, что приводило к ухудшению общих результатов.

Эти исследования имеют большое значение для спорта. Очень часто члены одной команды соревнуются друг с другом за ведущее положение, деньги, статус ведущего игрока, и в ней не возникает сплоченности. Иногда запасные игроки рады проигрышу команды. Порой спортсмен внешне как будто работает на взаимодействие с командой, а на самом деле стремится достичь только своих личных целей. Подобные тенденции и мотивы вызывают внутренние конфликты в команде и ухудшают результаты ее деятельности.

Все вышеприведенные исследования по-своему пытаются решить важный вопрос для спортивной психологии - в каком направлении идет развитие личности спортсмена, каковы основания для выделения типов спортсменов и какими должны быть нравственные основы личности спортсмена.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Дука, А. О двух типах личности спортсмена (по материалам зарубежных исследований) // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 369-370.