ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ ПСИХОТРАВМИРУЮЩИХ СИТУАЦИЙ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ ПСИХОТРАВМИРУЮЩИХ СИТУАЦИЙ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.Ефимова

Киевский университета им. Т. Шевченко,
Киев, Украина

Введение. Современный спорт в силу своих специфических особенностей и в связи с постоянным ростом его общественной значимости характеризуется как деятельность, осуществляемая преимущественно в условиях ярко выраженного стресса, переживание которого приводит к возникновению особого негативного состояния, полноценное преодоление которого возможно лишь при оказании профессиональной психологической поддержки. Но, поскольку психологическая помощь в преодолении тяжелых форм стрессовых состояний может осуществляться лишь на основании четких представлений об особенностях возникновения и развития указанных состояний, очевидной представляется необходимость детального изучения специфических характеристик переживания психотравмирующих ситуаций.

Методика. В соответствии с задачами исследования, целью которого было изучение особенностей переживания спортсменами психотравмирующих ситуаций, был разработан опросник, с помощью которого изучалось представление спортсменов о психотравмирующей ситуации как о совокупности внешнеситуационных детерминант травматического стрессового состояния, развивающегося под влиянием травмирующих воздействий.

Результаты. В ходе исследования было выявлено три типа возникающих в ходе спортивной деятельности ситуаций, которые расцениваются спортсменами как психотравмирующие:

1. Физическая травма, следствием которой может быть прекращение роста спортивных результатов или вынужденный уход из спорта.

2. Психологическая травма как результат взаимодействия с окружающими (конфликт с тренером, недопуски к игре, несправедливое исключение из состава команды, несправедливая судейская оценка, агрессивное поведение соперников и т.д.)

3. "Личная" психологическая травма, переживаемая как внутриличностный кризис, не связанный с окружением (личная неудача во время игры (выступления), ожидание ответственного выступления, перенапряжение вследствие длительных тренировок ("перетренированность"), прекращение роста спортивных результатов, уход из спорта).

Результатом психотравмирующих воздействий такого рода является развитие особого негативного психического состояния, пребывая в котором спортсмен балансирует на грани, отделяющей крайние варианты нормы от патологических реакций. Преодоление подобных состояний, возвращение в зону оптимального функционирования предполагает использование человеком определенных способов и средств, направленных на оптимизацию его психологического состояния. Опираясь на материал, полученный в ходе данного исследования, а также на концепцию преодоления стрессовых состояний Лазаруса [1], можно предложить следующую классификацию путей преодоления негативных состояний, развивающихся в результате психотравмирующих воздействий:

1. Непосредственная двигательная реакция - реальное поведение, направленное на изменение взаимоотношений человека с окружающей его средой.

Формы такой реакции:

а) подготовка к защите от вредных воздействий ("Стараюсь заранее взять себя в руки);

б) агрессия;

в) избегание - пассивность, депрессия (реакции типа: "Стараюсь затаиться, терплю, смиряюсь").

2. Достижение временного облегчения - смягчение страданий, связанных с переживанием стресса и уменьшение психофизиологических воздействий. Формы такого реагирования:

а) симптоматическая - алкоголь, транквилизаторы, мышечная релаксация и другие методы, направленные на улучшение физического состояния человека (реакции типа: "Я преодолеваю психотравмирующие ситуации с помощью алкоголя, курения, кофе", "Вступаю в сексуальные связи", "Начинаю интенсивнее тренироваться" и т.д.)

б) интрапсихическая форма реагирования - применение психологических защитных механизмов: перемещение активности в новое русло, вытеснение, интеллектуализация и др. (реакции типа: "Стараюсь отвлечься, занимаясь чем-нибудь другим", "Стараюсь забыть как можно скорее", "Старательно анализирую ситуацию, игнорируя связанные с ней эмоции").

Дискуссия. Результаты исследования позволяют утверждать, что изучение условий возникновения и развития, а также поиск эффективных способов борьбы с последствиями различных форм стрессовых состояний является одной из важнейших сфер практического использования психологических знаний, в частности, в спортивной деятельности. Необходимо отметить, что тренеры и психологи, работающие в командах, должны учитывать экстремальность спортивной деятельности, создающую плодотворную почву для развития различных форм стрессовых состояний, наиболее тяжелые из которых осуществляют сильное негативное влияние на общее состояние спортсмена, существенно ухудшая результаты его профессиональной деятельности. Поэтому спортивные психологи, как и тренеры, обязаны своевременно реагировать на изменения в психологическом состоянии спортсмена с учетом его личностных особенностей.

Особое внимание необходимо уделять психокоррекционной работе со спортсменами в период их реабилитации после перенесенной психологической травмы: в зависимости как от характера травмы, так и от индивидуальных особенностей спортсмена, в качестве корректирующего влияния психолог может использовать, например, различные успокаивающие модификации аутогенных и психорегулирующих тренировок или разные формы поддерживающей психотерапии. Очевидно, более углубленное изучение динамики и проявлений травматического стрессового состояния в спорте предоставит возможность для разработки более широкого комплекса психокорректирующих мероприятий, направленных на избавление спортсмена от тяжелых последствий травматического стрессового состояния.

Литература

1. Кокс Т. Стресс.- М., 1981.

2. Санникова О.П. Эмоциональность в структуре личности.- Одесса, 1995.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Ефимова, А. Изучение особенностей эмоционального переживания психотравмирующих ситуаций в спортивной деятельности // Человек в мире спорта : Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 370-372.