ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ С ЮНЫМИ СПОРТСМЕНАМИ

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ С ЮНЫМИ СПОРТСМЕНАМИ

Е.Киселева

Российская государственная академия физической культуры,
Москва, Россия

Спортивная деятельность предъявляет постоянно растущие требования к физическим и психическим способностям юных спортсменов. Побуждая к самопознанию, спорт предоставляет возможности для самовыражения, самоутверждения и самосовершенствования формирующейся личности.

Подтверждением высокой общественной значимости юношеского спорта является проведение первых Всемирных Юношеских Олимпийских Игр. Идеи олимпизма непосредственно сопряжены с гуманистическими идеалами. Эффективно использовать гуманистический потенциал спорта - одна из главных задач тренера, работающего с юными спортсменами.

Сформировать целостную, творческую личность невозможно без последовательной опоры на идеи личностного подхода в воспитании и гуманизации межличностных отношений. Представление о качественной стороне межличностных отношений в группе можно получить путем оценки степени благоприятности в ней социально-психологического климата.

Цель нашего исследования состояла в выявлении социально-психологических особенностей групп юных спортсменов и использовании полученных данных для корректировки воспитательного процесса, сориентированного на реализацию передовых педагогических идей.

В качестве объекта в исследовании выступали юные легкоатлеты, находящиеся на разных этапах многолетней тренировки в спортивных школах г.Москвы.

В ходе исследования было выявлено, что развитие сотрудничества тренера и спортсмена, переход к субъект-субъектным отношениям происходит поэтапно, по мере возрастания вклада тренера в ценностный обмен спортивной группы. Результатом этого является формирование у спортивного педагога отношения к каждому воспитаннику как к субъекту собственного развития.

Это происходит на основе:

- получения адекватного представления тренера о спортсменах и спортсменов о тренере, что ведет к достижению полного взаимопонимания и взаимодоверия;

- установления личностных (эмоционально-положительных) отношений тренера и спортсменов;

- предоставления самостоятельности спортсменам в постановке и решении личностных и познавательных целей и задач.

Определяющую роль в обеспечении высокоинтенсивного ценностного обмена играют такие психолого-педагогические характеристики деятельности тренера, как стиль руководства группой, его активность во взаимодействии со спортсменами и педагогическое мастерство.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Киселева, Е. Особенности построения субъект-субъектных отношений в учебно-тренировочном процессе с юными спортсменами // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 377-378.