ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ОДАРЕННОСТИ

ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ОДАРЕННОСТИ

Т.Королева

Кубанская государственная академия физической культуры,
Краснодар, Россия

Генетическими исследованиями ученых разных стран установлено, что самая низкая изменчивость, т.е. высокая наследуемость (до 90%) у таких "телесных" признаков, как группа крови, восприятие цвета, рост, вес, размеры черепа. С морфологическим признаком - соотношением мышечных волокон медленного и быстрого сокращения - положительно коррелирует показатель МПК. Генетически заданный на 90%, он устойчив в онтогенезе, сформирован к 7 годам, одинаков у людей разных этнических групп и мало тренируем. В свою очередь, на 90% с МПК коррериует сила-слабость нервной системы по возбуждению. Отсюда - по степени наследуемости свойства нервной системы занимают промежуточное положение с вероятностью 0,5. Иными словами, наименьшая наследуемость у эволюционно молодых систем, связанных с динамикой протекания психической деятельности.

Что касается психического развития, то не весь психический генотип актуализируется одновременно. Из психологических показателей достоверно известно лишь о невербальном интеллекте, который к 3-м годам сформирован примерно на 60%. Причем, есть периоды, когда с 2,5 до 6 лет и после 14-15 лет на проявления интеллекта влияет преимущественно наследственность, а память и внимание генетически детерминированы до 10-12 лет, поскольку лишь к 12 годам заканчивается морфологическое созревание лобных долей мозга, ответственных за произвольность психических функций (И.В. Равич-Щербо, 1988). В указанные критические точки происходит смена наследственных и средовых влияний. Такие же критические точки есть у свойств нервной системы: начало и конец первого пубертатного периода, когда их изменения у мальчиков однонаправлены, а у девочек - разнонаправлены Т.Ю. Моисеева, 1974).

При исследовании психомоторных способностей важно учитывать правило, что в свой сензитивный период конкретное психическое качество имеет наивысший показатель (что может ввести в заблуждение тренера и самого спортсмена), а в критический период - чаще низкий или резкие колебания.Известен также феномен минимизации: влияние физических упражнений на психические функции проявляется в способности организма реагировать на нагрузку усилением тех качеств, которые подвергаются максимальному напряжению в тренировке. Здесь существует общая закономерность признаков спортивной пригодности: у одаренных в процессе обучения показатели психических и психофизиологических функций изменяются однонаправленно. Причем, для решения задач дифференциации по способностям необходимо использовать тесты, не требующие предварительного обучения или обученности Л.П. Сергиенко, В.П. Кореневич, 1983).

Еще один аспект проблемы исследования спортивной одаренности - учет факторов физической среды. Всего лишь одно десятилетие наблюдался феномен акселерации в связи с высоким радиационным фоном вследствие ядерных испытаний. Установлен волнообразный характер влияния 11-летнего солнечного цикла на частоту рождаемости одаренных людей. Такими периодами, в частности, являются 1991-1992 и 2000-2002 г.г., когда рождаемость одаренных людей на 5-10% превышает норму. В пределах календарного года также есть своя закономерность: больше вероятность рождения одаренных в феврале, меньше - в августе, причем разница существенная - до 30%.

Из трех типов взаимодействия наследственности и среды лишь один - активный, когда человек ищет и сам создает себе среду,- максимально реализует генетический потенциал. Но это происходит при соблюдении двух условий: 1) никакой генотип не сработает, если нет среды для данного гена; 2) по наследству передается "норма реакции" - диапазон изменчивости показателей. Иными словами, если генетический потенциал более высок, то и среда должна быть более вариативна. Следовательно, для одаренных детей недопустима ранняя спортивная специализация.

Проблема прогноза эффективности будущей деятельности одаренного ребенка связана и с выбором методологического подхода к объяснению экспериентальных фактов: причинно-следственного или вероятностного. О причинно-след-ственной связи между психическим, физиологическим или физическим качествами конкретного ребенка можно говорить лишь в том случае, если аналогичная корреляция зафиксирована у родителей. Во всех остальных случаях наличие какой-либо корреляции дает причинно-следственный вывод. В теории вероятности есть основное правило: вероятность независимых событий равна произведению вероятностей каждого, а зависимых событий - их сумме. Осюда - совершенно разный прогноз успешности деяятельности даже при вероятностном подходе. Поскольку обычно в исследованиях ограничиваются установлением корреляции между какими-либо показателями только у детей, не обследуя их родителей, то речь может идти о вероятности независимых событий. В частности, если мы хотим найти "идеального" прыгуна с шестом - гибкого, ловкого и быстрого, то вероятность этого события - 1 шанс из миллиона обследованных.

В личности и творчестве талантливых людей нередко присутствуют пограничные состояния. Причем, по линии матери чаще проявляется одаренность, а по динии отца - патология. Предполгается, что примерно равное соотношение одаренности и патологии в потенциале далее реализуется в талантливую личность. Действительно, наши исследования подростков школы рукопашного боя и охранной деятельности выявили, что самые благоприятные признаки профпригодности по психомоторным и интеллектуальным способностям имеют лица с выраженным астено-атлетическим типом телосложения, который соответствует шизоидно-эпилептоидному типу акцентуации характера.

Исследование природных факторов, обусловивших выбор вида спорта у 200 подростков 12-14 лет в начале занятий легкой атлетикой и борьбой выявило, что характерные для юных легкоатлетов-спринтеров выраженные нарушения сохранности межполушарных связей отсутствуют у специализирующихся в беге на выносливость. Борцам присуща сохранность нижних теменных и премоторных зон на фоне отсутствия признаков истероидности и экзальтированности. У спринтеров и борцов не зафиксированы признаки маниакальности и аутичности, которые, наоборот, наблюдаются у стаейров.

В целом, литературные данные и наши предварительные экспериментальные исследования свидетельствуют о многоплановом характере проблемы спортивной одаренности, связанном, по-видимому, с необходимостью глубокого изучения механизмов, обусловливающих взаимодействие моторной и психической сферы. К ним, в ряду других, мы относим физические факторы среды, генетические, пренатальные, структурно-гороскопические и нейропсихологические факторы. Даже само их перечисление указывает на всю сложность решения проблемы.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Королева, Т. Психогенетический подход в исследовании одаренности // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 378-379.