ЛИЧНОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ЛИЧНОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

О.Макарова

Ульяновский государственный педагогический университет,
Ульяновск, Россия

Физическая культура начальной школы долгое время оставалась в "прокрустовом ложе" требований типовой, общегосударственной программы. В системе начального образования физическое воспитание сохраняет многие недостатки типового нормирования уровня и средств физподготовки ребенка. В практической школьной работе стрелка на барометре реформ двинулась было вперед и снова застряла на шкале "стандарты", уже сигнализируя об ограниченности теоретической разработки школьных программ, учебных пособий и всего учебно-методического комплекса физической культуры школы. В педагогике физической культуры начальной школы постепенно накапливаются положительные изменения. Происходит критическое переосмысление накопленного опыта и концептуализация исследовательского материала. Но прямо нужно сказать, работа продвигается медленно. Удивительным образом, большая часть этой новой концептуальной работы угасает в традиционных манипуляциях с неизменным объектом - физическим упражнением. Разработка инновационных школьных программ ведется пока еще в отрыве от новых, крупных федеральных проектов, открывшихся в социальной практике физической культуры в России. Содержание программ ориентирующих и регламентирующих физическое воспитание в начальной школе остается закрытым к общению, игре, спорту, взаимодействию с семьей. Оно не успевает за возникающими, все время возобновляющимися новациями физической культуры, за развитием ее начинаний, культурных форм, новых видов спорта и идей.

Физическая культура в личностно-ориентированном воспитании младших школьников не может оставаться с типовым ограниченным материалом отдельных физических упражнений, оставшихся в наследие еще от комплекса ГТО. Живые интересы школьников, семьи, учителя привлекает стремительно обновляющийся красочный мир новых движений, игр, спорта и возможностей. В педагогике физической культуры начальной школы образовалась острая потребность техналогизировать живые формы культуры, "спорта для всех и здоровья для всех" в детской среде и образовательной практике. Разрабатывать и интегрировать их в деятельность начальной школы, при этом не разрушив, не угасив их живого и созидающего личность тепла и самостановящегося содержания. В устаревших традициях инструктивно-назидательной педагогики этого не выполнить. Физическая культура начальной школы на пороге существенных перемен. В развитии личности ребенка его духовных и физических способностей, культуры и здорового образа жизни, укреплении здоровья становятся все более заинтересованными семья, педагоги и администрация конкретных школ, ищущие новые подходы в будущности своих школ, профессионального труда и своих учеников. Сами школьники перестают оставаться пассивным инструментом казенных воспитательных манипуляций и стремятся обращаться к богатству современной культуры движений.

Ведущая идея настоящего исследования состоит в разработке социально-педагогических форм спартианского движения, игры, детского спорта и олимпийского образования в отношения, общение и деятельность учащихся начальной школы. Рассматривается технология проектирования и организации целостных форм спортивно-игрового педагогического процесса. Разрабатывается содержание физического воспитания, организованное игровыми целями и гуманными, олимпийскими принципами и нормами отношений. В спортивно-игровой деятельности учащихся интегрируются различные стороны воспитания, а также спортивные действия, упражнения, нормативы и стандарты образования. Они служат средством овладения игровой, смысловой перспективой доступной, понятной и приемлемой для детей.

Экспериментальные результаты в проведенных исследованиях получены методом социологического опроса и рейтинга, психологической диагностики, анализа и обобщения педагогического опыта, экспертного опроса, включенного наблюдения, тестирования. Основным методом формирования доказательной базы явился педагогический эксперимент. Программу педагогического эксперимента первого этапа составил комплекс спортивно-игровых проектов в первых классах "Финтик", "Браво, первоклассники", "Подружись с лыжней", "Мир путешествий" и видеопрограмм "Детская аэробика" и "Туризм в начальной школе". В исследовании развиваются педагогические подходы комплексного изучения человека, раскрывающие биологические и социальные условия и стороны поступков, деятельности и личности ребенка в современной начальной школе. Это оборачивается необходимостью исследования значения и культуры самой школы, проблемой построения целостной, технологизированной во всех своих внутренних частях и классно-урочных формах, личностно-ориентированных процессах и внешних отношениях, индивидуально и социально организованной школы. Глубина открывающейся проблемы состоит не только в выявлении научных основ, соединяющих в комплексное знание биологические и социальные подходы в педагогике физической культуры, но и в реализации этих подходов на практике в деятельности и поступках ребенка через организацию отдельных единиц деятельности, физических упражнений в игру, спорт, диалог, оздоравливающие формы обучения и воспитания в школе. Развернуто проектирование учебно-методического комплекса, интегрирующего физическую культуру начальной школы в социально-организующееся физическое воспитание и детский спорт в федеральных программах в России. Для этого в исследовании в систему общенаучных, организационных и педагогических условий техналогизируются отношения и деятельность учеников, семьи, школы и учреждений дополнительного образования. Построена технология разработки физических упражнений в деятельность, поступки и личность школьников через спортивно-игровые формы, игру, игровые имена, образы, символику, сюжеты, диалог и роли, тесты и регламентированные игровыми правилами индивидуальные и совместные действия, работу со словом, рисунком, пиктограммой и видеоматериалами. Разрабатываются педагогические технологии, интегрирующие физическую культуру начальной школы, в замещающие комплекс ГТО, федеральные программы олимпийского образования, спартианских игр, президентских состязаний, культурно-спортивных фестивалей, отвечающие деятельности СИЕПС, ЮНЕСКО и МОК.

Исследовательский проект (97- 06-08224) разрабатывается при поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

Литература

1. Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех // Теория и практика физической культуры 1993, №4, С.21-22.

2. Лубышева Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа // Теория и практика физической культуры, 1996, №1, с. 2-4.

3. Неверкович С.Д., Киршев С.П. Построение программ по физической культуре для начальной школы // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка, 1997, №2, с. 12-27.

4. Родиченко В.С., Столяров В.И. Идеология и олимпийское образование // Теория и практика физической культуры, 1996, №6, с. 2-7.

5. Столяров В.И. Проект СпАрт и новая комплексная система физкультурно-спортивной работы с целью духовного и физического оздоровления населения России // Теория и практика физической культуры, 1993, №4, с. 10-13.

6. Столяров В.И., Баринова И.В., Курило С.И. Молодежь и олимпийская идея "Фэйер плэй" // Теория и практика физической культуры, 1994. №8, с. 3-7.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Макарова, О. Личностная ориентация педагогики физической культуры начальной школы // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 382-383.