ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

С.Менькова, И.Козлов

Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им.П.Ф.Лесгафта,
Санкт-Петербург, Россия

Одним из кризисных явлений традиционных и новых систем образования является разрыв между физическим воспитанием и всеми остальными видами учебной деятельности учащихся. Одной из причин существующего положения является отсутствие реальных механизмов, обусловливающих взаимосвязи познавательной и двигательной деятельности в ходе обучения. Смысл такого взаимодействия заключается в формировании системы, которая обладает большим образовательным, оздоровительным и экономическим эффектом, чем ее компоненты, реализуемые независимо друг от друга. Двигательная деятельность учащихся, организованная в виде специализированных уроков физической культуры, может обеспечить проявление различных форм высшей нервной деятельности: ориентирование в пространстве, распознавание образов, символов, определение фигур посредством родового сходства и видового отличия, выявление топологических и комбинаторных свойств предметной среды (1). В этом случае усвоение дидактической информации и решение воспитательных задач могут осуществляться не на фоне подавления двигательной активности, а, наоборот, как ее результат, когда средства и методы физической культуры используются не только для развития двигательных способностей, но и для совершенствования познавательной деятельности учащихся.

Для иллюстрации единства механизмов двигательной и познавательной деятельности мы провели эксперимент на уроках физической культуры в первом классе школы по освоению иностранного языка на фоне активной двигательной деятельности (2). Такой интегрированный подход открывает новое научное направление преодоления противоречий между биологической и социальной программами развития ребенка: противоречий между углубленным изучением определенного предмета и необходимостью применения интегральных знаний в жизни; противоречий между потребностью переработать все возрастающий объем информации и лимитом времени на его усвоение; компьютеризацией, улучшением организации труда и в то же время снижением уровня двигательной активности, который усугубляет проблемы здоровья учащихся.

Оценка гармоничности физического развития по методике профессора И.М.Воронцова, физической подготовленности по системе общеевропейского тестирования, двигательной активности по показаниям шагомера и познавательной активности по объему освоенного учебного материала позволила нам на практике показать достоинства и недостатки такой формы обучения детей иностранному языку на уроках физической культуры. Целенаправленно организованная двигательная деятельность даже на протяжении одной учебной четверти в году (столько длился наш основной педагогический эксперимент) принесла ощутимые результаты, что отражено на рисунках 1, 2. Процент "резко дисгармонично развитых" детей среди мальчиков и девочек по окончании эксперимента свелся к нулю. Прирост показателей в некоторых тестах (динамометрия кисти, прыжок в длину с места и др.) за время эксперимента значительно (Р <0,05) больше, чем средние показатели прироста за год (1-2 класс).

Считаем, что интегрированные занятия следует проводить в более младшем возрасте, и приучать детей сразу к подвижному варианту обучения, а не переучивать их на каком-то этапе. Нерешенной осталась проблема обучения фонетике на интегрированных уроках. Хотя при поурочном планировании учитель вправе выделить время для работы в классе, а не только в спортивном зале. И проблемы не будет. Проблема одна - отсутствие специалистов для реализации программы интегрированного обучения детей иностранному языку на фоне активной двигательной деятельности.

Рис.1. Процентное соотношение показателей гармоничности физического развития мальчиков экспериментальной группы

Рис. 2. Процентное соотношение показателей гармоничности физическогоразвития девочек экспериментальной группы

На основе результатов исследования нами выявлены пути наиболее эффективного использования возможностей интегрированного обучения. Среди них следует выделить обучение иностранному языку на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, внедрение результатов исследования в учебный процесс подготовки учителей различных уровней системы образования и повышения квалификации, что благотворно скажется на всей системе образования и совершенствовании физического состояния учащихся.

Литература

1. Агеевец В.У., Козлов И.М. Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей как механизм укрепления здоровья и совершенствования системы образования // Экология и здоровье детей - основа устойчивого развития общества / Материалы 3 Всероссийского конгресса 24-27 июня 1997 г.- СПб, 1997.- С.28-29.

2. Менькова С.В. Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей школьного возраста. - СПб, 1997.- 99 с.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Менькова, С. Возможности интегрированного обучения в школе / Менькова С., Козлов И. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 384-385.