КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

В.Родионов

Центр психосоциальной работы при Консорциуме
"Социальное здоровье России", Москва, Россия

Девиантное поведение имеет многообразие форм проявления, начиная от незначительных проступков и кончая стойкими психическими отклонениями, и многообразие причин возникновения, начиная от генетических и кончая социальными факторами. Наибольшее распространение имеют сравнительно несложные варианты девиантности детей и подростков, причины которых лежат в социальной сфере. В этом случае целенаправленные корригирующие воздействия педагогического и психорегулирующего характера могут дать устойчивый эффект, если в наибольшей мере отражают индивидуальные особенности адресата - в данном случае девиантного подростка. Подобные воздействия должны быть оптимально сопряженными и взаимно дополняющими.

Такое методическое требование особенно значимо для случаев, когда в основу педагогических воздействий положены средства физического воспитания. Система двигательных, психомоторных и психических методов, дифференцированных в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, может существенно снизить роль факторов девиантности в их поведении, учебной и повседневной деятельности.

Гипотеза. Предполагается, что принцип индивидуального подхода в корригирующей работе с детьми и подростками, характеризующимися различными формами девиантного поведения, может быть реализован, если учитывать особенности психодинамических свойств индивида, которые во многом генетически предопределяют формирование его темперамента и характера. При таком подходе можно сформировать относительно небольшое количество групп учащихся с близкими свойствами ("типологические группы"), что позволяет типизировать применяемые методы.

Предполагается также, что корригирующие средства должны учитывать особенности физических и психических качеств детей и подростков и типичную для каждого возраста динамику физического и психического развития. При этом система корригирующих упражнений должна быть построена так, чтобы стимулировать развитие необходимых качеств, создавать предпосылки для оптимизации состояний, организовывать поведение и деятельность учащихся в классе и вне его, нивелировать проявления отрицательных качеств, типичные для данного учащегося или группы учащихся.

Методы исследования. В связи с тем, что в большом числе случаев мы выделяли варианты девиантности, связанной с двигательной активностью (иперактивность, гипоактивность), было необходимо также выделить в признаках индивидуальности те, которые преимущественно связаны с базовыми свойствами индивида. Поэтому мы считали необходимым выбирать методы психодиагностики, основанные на оценке индивидуальных различий детей и подростков по показателям базовых личностных и психодинамических свойств. Оценивался уровень развития ряда физических и психических качеств, проявления индивидуальных особенностей испытуемых по методикам Кеттелла, Калинина-Нилопца, Ашенбаха, Люшера.

Результаты и их обсуждение. В основу работы положены теоретические данные о типологии поведения и деятельности человека (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин, А. Анастази), что позволило практически обосновать возможности сопряжения физического и психического развития детей и подростков.

Предпринятый комплексный подход, с учетом этих фундаментальных положений, позволил экспериментально обосновать возможности сопряженного физического и психического воздействия на детей и подростков с целью коррекции девиантности, развития жизненно важных качеств, оптимизации эмоционально-волевой сферы.

Выделено четыре типа подростков: активный, замкнутый, взрывной, зависимый. Обновременно установлена взаимосвязь между показателями физического и психического развития детей и подростков с девиантным поведением, проявляющимися в гипер- и гипоактивности, невротических реакциях, нарушениях поведения по шизоидному и эпилептоидному типам. При этом были определены индивидуально-типовые показатели психофункциональной работоспособности подростков в зависимости от особенностей нарушений физического и психического развития.

Генеральным фактором различий являются особенности подростков по проявлениям нейродинамических и психодинамических свойств. Индивидуализированная коррекция, основанная на индивидуально-типических различиях, строится, таким образом, на учете генерального фактора.

Психолого-педагогические средства коррекции девиантного поведения дают особый эффект, если применяются в форме сопряженного физического и когнитивного воздействия. Такое воздействие может применяться как в виде психомоторных упражнений, игр с элементами двигательных и когнитивных действий, а также традиционных средств физической культуры, адекватных возрасту занимающихся, с корректировкой, соответствующей их индивидуально-типовым особенностям.

Формами коррекционной помощи при работе с девиантными детьми и подростками являются: моторная и психомоторная коррекция, а также коррекция когнитивных расстройств в форме упражнений и игр, основанных на сопряжении когнитивных и психомоторных компонентов, коррекция эмоционально-личностных нарушений, работа с родителями. Применение таких форм корригирующей помощи имеет следствием значительное улучшение со стороны высших психических функций в 75% случаев, в положительной динамике со стороны неврологических симптомов (84% случаев), в совершенствовании функций программирования и контроля, произвольного внимания, зрительно-моторной координации, тонкой моторики, пространственных представлений (улучшение зафиксировано в 67% случаев).

Комплексная коррекционная программа способствует повышению уровня физического развития и физической подготовленности занимающихся, особенно в сфере физических качеств, связанных с тонкими мышечно-двигательными дифференцировками, а также дифференцировками пространственно-временных отношений взаимодействия субъекта и объекта физической деятельности.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Родионов, В. Коррекция девиантного поведения детей и подростков в процессе двигательной активности // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 389-390.