ВЫЯВЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ЗАНЯТИЯХ СПОРТОМ

ВЫЯВЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ЗАНЯТИЯХ СПОРТОМ

Л.Семенов, Т.Губарева

Екатеринбург, Россия

Роль спорта в развитии личности, благополучном существовании человека в мире, сохранении его здоровья и адаптации к изменениям в обществе значительно возрастает в современных социально-экономических, экологических, нравственных условиях в России. Важнейшей задачей является приобщение детей и подростков к спорту, формирование у каждого ребенка потребности в занятиях физической культурой, спортом. Наиболее эффективным в этом плане является младший школьный возраст, когда дети стремятся к овладению новыми способами деятельности, готовы следовать примеру, велико влияние на них взрослых. Вместе с тем, именно в этом возрасте складывается уровень притязаний, мотивация достижений, волевая регуляция, на формирование которых оказывает положительное воздействие спорт. Развитие мотивационной сферы ребенка невозможно без учета его наличных интересов и потребностей.

Целью нашего исследования является выявление интересов и потребностей младших школьников в сфере физической культуры, их отношения к занятиям спортом. Нами использовался метод опроса: беседы с детьми и анкетный опрос родителей. Были опрошены учащиеся 1-3 классов трех екатеринбургских школ (всего 200 чел.) и их родители.

Как выяснилось, 90,6 % детей (97 % мальчиков и 87,3 % девочек) хотят заниматься спортом, представляя, что это связано с нагрузками, строгим режимом, отсутствием свободного времени и т.п. Не высказали желания заниматься спортом только 6,5 % детей: 2,3 % мальчиков и 9,8 % девочек; характерными причинами такого отношения для мальчиков являлись болезнь и слабость, для девочек - отсутствие интереса и убеждение родителей, что девочке спорт не нужен. Причем, если у мальчиков - число желающих заниматься спортом возрастает от первого к третьему классу, то у девочек, напротив, возрастает в 4 раза число не желающих заниматься.

Дети отвечали на вопрос: "Зачем люди занимаются физической культурой, спортом?" По мнению детей, спорт дает человеку силу, выносливость - 54,3 % (мальчики - 56,7 %, девочки - 52,1 %); здоровье - 35,5 % (мальчики - 31,3 %, девочки - 39,4 %). Среди не столь часто называемых причин выделяются следующие: "Это - интересно" (5,9 % мальчиков и 4,2 % девочек); "Для своего удовольствия" (4,5 % девочек); "Быть знаменитым, все завидуют чемпионам; быть богатым" (4,5 % мальчиков); "Чтобы хорошо выглядеть" (12,7 % девочек). На первое место дети поставили то, что спорт дает силу и выносливость, которая мальчикам нужна для того, чтобы "защищать других", "защищать своих детей и девушек", "защищать себя" и "не бояться опасностей"; для девочек сила важна, "чтобы постоять за себя".

В ходе опроса дети называли виды спорта, которыми они хотели бы заниматься. По их ответам можно с уверенность утверждать, что дети называют те виды спорта, с которыми непосредственно знакомы, которыми занимаются сами, их друзья, родственники, одноклассники. Например, выбор баскетбола девочками, две одноклассницы которых серьезно тренируются в спортивной школе; или почти поголовное увлечение мальчиков карате в школе, при которой действует эта секция.

Особенностью спорта является то, что это конкурентный вид деятельности. В нашем исследовании рассматривалось, насколько дети склонны к состязательности. Отвечая на вопрос: "Любишь ли ты соревноваться?", 84,7 % ответили "Да" и "Да, очень" (86,9 % мальчиков и 81,7 % девочек). В беседах с ребятами выяснилось, что практически все они отказались бы от самых любимых дел и заманчивых предложений ради того, чтобы поучаствовать в соревнованиях (прежде всего в классе и школе). В основном, как мальчики, так и девочки предпочитают командные соревнования одиночным, где "каждый за себя", отмечая, что в команде веселее, в ней поддержат. Предпочтение одиночных соревнований характерно либо для физически развитых и уверенных в себе, самолюбивых детей; либо, напротив, для неуверенных, имеющих невысокий статус в группе.

Ответили, что не любят соревноваться только 6,5 % детей, из них 6 % мальчиков и 7 % девочек. С возрастом, от первого к третьему классу наблюдается некоторое уменьшение числа тех, кому нравится соревноваться; в большей степени интерес к соревнованиям падает у девочек.

По нашим данным, число детей, посещающих спортивные школы и секции, превышает число детей, занимающихся в других дополнительных учреждениях (музыкальных, художественных, танцевальных). Число занимающихся спортом детей заметно возрастает во втором и третьем классах. В целом, занимаются в различных секциях и спортивных школах около ЗО % опрошенных младших школьников (из 90,6 % готовых заниматься спортом 1). Часть детей не прошла строгого отбора в спортивные школы, но подавляющее большинство детей отметили отсутствие в семье материальных возможностей для оплаты занятий, а также то, что родители никак не соберутся отвести их в желанную секцию.

Вместе с тем, 47,6% (40 % мальчиков и 54,9 % девочек) из опрошенных нами детей не посещают никаких секций и кружков, ничем не увлечены. В то же время 77,5 % всех опрошенных (76 % мальчиков и 78,8 % девочек) считают, что у них достаточно много свободного времени, не занятого ни приготовлением уроков, ни домашними делами, в течение которого они предоставлены самим себе и улице.

Ставя в ответах о своих любимых занятиях на одно из первых мест физические упражнения, бег, подвижные игры, дети тем не менее уделяют им не так много времени в повседневной жизни. Как основные занятия в свободное время и мальчики, и девочки назвали телевизор и игры с друзьями. Родители также среди занятий детей в свободное время на 1 место поставили просмотр телепередач, на 2 - общение с друзьями.

Налицо, таким образом, противоречие между интересом детей, их готовностью заниматься спортом, физической культурой и их реальным воплощением. Одной из главных причин такого положения мы считаем неудовлетворительную постановку спортивной работы в школе. Необходимо приближение спорта к общеобразовательной школе, прежде всего путем интеграции с детско-юношескими спортивными школами, детско-юношескими клубами физической подготовки. Существенное влияние может оказать также внедрение спорта через вариативный компонент школьной программы по физическому воспитанию.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Семенов, Л. Выявление потребностей младших школьников в занятиях спортом / Семенов Л., Губарева Т. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 391-392.