ТВОРЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ

ТВОРЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ

В.Танаев

Институт психологии РАН,
Москва, Россия

Введено понятие "творческое общение", основной отличительный характеристикой которого является совершенствование людей в процессе общения. Ключевые слова: совершенствование, деградация, душа, общение, деятельность, триада.

Психология творческого общения использует известную формулу: люди в общении творят друг друга. Но не каждое общение является творческим. Творить друг друга можно по разному. Отличительной характеристикой творческого общения является взаимное совершенствование в процессе общения. Можно творить друг друга и при этом деградировать. Сказанное ни в коем случае не означает, что люди творят друг друга или совершенствуясь или деградируя. Просто наряду с другими, творческое общение имеет определенную отличительную характеристику - совершенствование, и это входит в определение понятия "творческое общение". А как пример приводим гипотетическое общение, в котором люди деградируют. Но, безусловно, могут быть и другие процессы общения.

Многое из того, что происходит между людьми носит незначительный, ситуативный характер, служит лишь инструментом взаимопонимания при обмене информацией, мнениями, суждениями. Процесс общения зависит от темперамента, личностных качеств, мотивов, установок, что приводит к раздробленности, многослойности, иерархическим структурным построениям, носящим порой второстепенный характер.

Отличительной характеристикой творческого общения является его направленность на самое существенное в человеке, на процесс внутреннего движения по пути совершенствования, которое задано природой, эволюцией и существенно для всего живого: растений, животных, человека, но только человек может сознательно регулировать этот процесс. Противоположное направление - деградация, также существует в человеке. В этом то и заключена трагедия жизненной борьбы, внутренней борьбы за совершенство.

Соответственно существующим триадам в деятельности (игра, учение, труд - С.Л. Рубинштейн), установке (смолов), естественный структуре общения (Танаев), психических явлениях (чувство, ум, воля) выделим три основных направления и уровня совершенствования: физическое (физиологическое), интеллектуальное и социальное. Духовное совершенствование, по моему представлению выходит за рамки структуры триединой триады и связано с четвертым психическим уровнем человека будущего (Пьер Тейяр де Шарден "Феномен человека").

Ведущее направление совершенствования изменяется с возрастом. На первом этапе жизни ведущими являются: в психике - эмоционально-чувственная сфера; в деятельности - игра; в общении - эмоционально-личностное общение матери и отца с ребенком; в совершенствовании -физическое или физиологическое совершенствование.

Выделим условно три этапа. На втором этапе в психике ведущим становится интеллект; в деятельности - учение; в общении - когнитивно-информационное общение; в совершенствовании - интеллектуальное совершенствование. При этом физическое совершенствование переходит в стадию осознаваемого процесса.

На третьем этапе в психике ведущей становится воля; в деятельности - труд; в общении - когнитивно-информационное общение; в совершенствовании - социальное совершенствование. Здесь физическое совершенствование переходит в третью стадию, интеллектуальное - во вторую. Если физическое и интеллектуальное совершенствование осуществляются внутри человека, имеют внутренний вектор направленности, то социальное совершенствование направлено на окружающих людей.

У пассионариев (работы Гумилева) возможно на разных этапах жизни формирование уровня или направления духовного совершенствования, как высшей ценности человечества на Земле.

Пока нет способа измерения совершенствования в целом. Но физическое совершенствование в принципе измеримо. Это, например, золотая пропорция, числа Фибоначчи, используемые при формировании законов красоты тела. Интеллектуальное совершенствование тоже измеряется, например, успешностью обучения и его скоростью (одаренные дети). Социальное и, тем более, духовное совершенствование лишь интуитивно можно отличить от деградации.

Степень воздействия человека на других людей и изменения себя в процессе творческого общения можно почувствовать как движение к цели, в которую человек верит. Понятия совершенствование, вера, душа были насильственно вытеснены из психологии в 20-30-ые годы, но остались в религии и эзотерии. Понятие "творческое общение" наиболее близко подходит к указанным понятиям, т.к. творить друг друга в общении не веря в существование души и совершенствования, как заданного природой вектора развития человечества, невозможно.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Танаев, В. Творческое общение // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 394-395.