ЛИЧНОСТЬ СПОРТСМЕНА КАК СУБЪЕКТ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

ЛИЧНОСТЬ СПОРТСМЕНА КАК СУБЪЕКТ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Е.Терешина

Украинский государственный университет физического воспитания и спорта
Киев, Украина

Введение. Основным принципом исследования жизненного пути спортсмена является принцип перехода от индивидуального к социально-типическому, от изучения жизнедеятельности индивидов к анализу образа жизни больших социальных групп. В спортивной психологии все шире разрабатывается подход к личности спортсмена как к субъекту жизненного пути. Спортсмены строят субъективную картину своей жизни на основе личного опыта, что определяется структурой и содержанием их быта, целями и жизненными ориентациями, условиями и спецификой деятельности. Важным регулятором жизненного пути спортсмена является соответствующая субъективная картина, которая складывается из представлений о событиях жизни (в прошлом, настоящем и будущем) и о связях между событиями типа "цель - средство" или "следствие - причина" [2]. Несообразности в субъективной картине жизненного пути спортсменов, вызванные специфическими особенностями спортивной деятельности могут выражаться в более или менее тяжелых кризисных переживаниях, существенно отражающихся на реализации жизненного пути.

Рассматриваются разные варианты "биографических кризисов", встречающиеся в спортивной карьере [1]. Первый - это кризис нереализованности. Он возникает, когда в субъективной картине жизненного пути спортсмена слабо представлены реализованные связи жизненных событий; он недооценивает свои достижения, и в прошлом не усматривает существенных событий, достаточно полезных с точки зрения настоящего и будущего. Второй - кризис опустошенности - возникает, когда при смене социальной ситуации у спортсмена нарушается ориентировка в потоке событий, появляется переживание непредсказуемости, неопределенности будущего. Одной из причин этого кризиса может быть усталость после длительного периода упорной работы. И несмотря на то, что спортсмен сознает наличие у себя значимых достижений, у него доминирует переживание отсутствия привлекательных конкретных целей. Третий - кризис бесперспективности, который проявляется, когда в сознании человека слабо представлены связи конкретных событий с проектами, планами, мечтами. Спортсмен, обладая и активностью и ценными личными качествами, может испытывать затруднения в построении новых жизненных программ, поиске дальнейших путей самосовершенствования.

Методы. Важным шагом в изучении личности спортсмена как субъекта жизненного пути стало определение того, в какой мере у него развита способность контролировать себя и своё поведение, управлять ситуацией, брать ответственность за происходящее. Оценка сформированного у спортсмена уровня субъективного контроля (УСК) была проведена с помощью соответствующей методики [3]. Предполагалось, что высокий уровень интернальности повышает способность спортсмена управлять собой в сложных жизненных ситуациях. И хотя в целом это предположение подтвердилось, анализ глубинных механизмов локализации контроля над значимыми событиями у спортсменов показал противоречивость некоторых положений.

Обсуждение результатов. В общей детерминации человеческого поведения устоявшееся типическое отношение к жизни выступает условием поведенческой активности. От этого отношения зависят степень свободы человека от случайных обстоятельств, его ответственность. Спортсмены по разному акцентуируют внимание на определенных обстоятельствах, одна и та же ситуация воспринимается ими по-разному в зависимости от степени участия. Восприятие и отношение человека к конкретной ситуации определенным образом может изменять объективные обстоятельства.

Склонность к внутренней локализации контроля обычно связывают с развитием волевых качеств: инициативностью, настойчивостью, выдержкой [141]. В тоже время интернальность спортсменов по нашим данным по выборке не высока - 17,86 баллов ( = 18,89). Это означает, что у 68,8% спортсменов УСК находится в диапазоне от -1,03 баллов до 36,75 баллов. (Нормативный показатель здорового человека равен 33,4 при = 23,4.) Таким образом, несмотря на то, что спортсмены затрачивают много усилий для роста своего мастерства они не связывают спортивный результат непосредственно с ним. Атрибуция успеха у спортсменов иногда объясняется случайным стечением обстоятельств, везением. Квалифицированные спортсмены не всегда убеждены в том, что усердные тренировки ведут к высокому результату - это свойственно только начинающим, у которых самый высокий показатель интернальности (22,2). На уровне высоких достижений зависимость результата от проделанной работы имеет нелинейный характер [5]. Нельзя в этом смысле не упомянуть и о внешних факторах (субъективности судейства, влияния жребия, погодных условий). Большое количество разнообразных случайных факторов, влияющих на окончательный результат, а также давление со стороны тренера провоцируют желание переложить ответственность за провал на других или оправдать свою неудачу "объективными обстоятельствами" (инвентарем, самочувствием, травмами и т.п.) В сочетании с высокой самооценкой это приводит к превентивному самооправданию - ещё до начала соревнований атлет ищет причины своей возможной неудачи, жалуется на плохое самочувствие.

Место локализации контроля формируется в процессе деятельности. Сопоставление средних показателей, характерных для различных групп спорта показало статистически значимое повышение УСК у спортсменов, занимающимися акробатическими видами спорта (по сравнению с единоборствами - на 2,26, а с циклическими видами - на 2,76). Это тем более показательно, поскольку в этой группе 90% представительниц женского пола, для которых в целом характерен невысокий показатель интернальности (16.0) [4].

Выводы. С точки зрения преодоления жизненных кризисов экстернальность является более предпочтительным качеством. Спортсмены-экстерналы убеждены, что атрибуция неудачи есть результат невезения, совпадения случайностей, отрицательного влияния других людей. Такой подход является более благоприятным, поскольку индивид меньше рефлексирует по поводу своих недостатков. Спортсмены-интерналы убеждены, что успехи и неудачи зависят от их компетентности, целеустремленности, уровня способностей и являются закономерным результатом целенаправленной деятельности. При этом поведение направлено на последовательное достижение успеха путем развития навыков и более глубокой обработки информации, постановки возрастающих по своей сложности задач.

Т.о. экстернальность скорее понижает уровень требований спортсмена к себе, провоцирует желание плыть по течению. Интерналам же свойственна более глубокая ауторефлексия и интроспекция, ведущая к большей когнитивной активности, активизирующей причинно-следственный анализ ситуации. Вследствие этого они охватывают более широкие временные перспективы, распространяющиеся на значительное множество событий как будущего так и прошлого.

Литература

1. Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности.- Дисс...канд.психол.наук.- М.,1994.- С.74.

2. Коржова Е.Ю. Методика "Психологическая автобиография" в психодиагностике жизненных ситуаций.- К.,1994.- 89 с.

3. Общая психология: Курс лекций./Сост.Е.И.Рогов.-М.:Владос, 1995.-С.347-353.

4. Терешина Е.Б. Социально-психологическая адаптация спортсмена к постспортивной деятельности: Авторефер. дис...канд.психол.наук.- К.,1997.- 18 с.

5. Lozhkin G., Tereshina E. The Role of Casualness in sport Achievements // 2-nd International Cоngress "Modern Olympic Sport".- Kyiv, 1997.- P. 15.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Терешина, Е. Личность спортсмена как субъект жизненного пути // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 395-396.