ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В СИСТЕМЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ХОККЕИСТОК НА ТРАВЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ
СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В СИСТЕМЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ХОККЕИСТОК НА ТРАВЕ

Е.Федотова

Российская государственная академия физической культуры,
Москва, Россия

Введение. Отличительными особенностями соревновательной деятельности в спортивных играх являются ее ситуационный характер, неопределенность выбора решения во времени и пространстве, выполнение игровых действий в условиях непосредственного противоборства с игроками команды-соперника. Наличие этих особенностей во многом определяет круг тех требований к качествам и свойствам спортсменов, которые необходимы для успешного спортивного совершенствования именно в игровых видах спорта (Бриль М.С., 1980; Bittorf D., Fobe K., Fuch D., 1981).

В хоккее на траве, как и в других спортивных играх, требуется особенно сложный и многообразный комплекс качеств, главным образом таких, которые обеспечивают оперативное принятие решений и своевременное выполнение действий с мячом и перемещений. Поэтому особое значение здесь имеют психофизиологические показатели, так как именно на их основе формируются способности к тактическим действиям (Медведев В.В., 1989; Набатникова М.Я., 1982).

Методы и организация исследования. Участники исследования - 93 хоккеистки в возрасте от 11 до 16 лет - учащиеся учебно-тренировочных групп спортивных школ г.Москвы по хоккею на траве. При обследовании психологических характеристик использовались стандартные методы и методики, широко применяемые в практике спортивных исследований данного направления (Мельников В.М., Данилова Л.Н., Непопалов В.Н., 1990; Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К., 1990). Показатели соревновательной деятельности спортсменок были получены по методикам, разработанным для хоккеисток высокой квалификации и описанных в ранее опубликованных работах (Невмянов А.М., Никитина А.В., 1989; Чатинян А.А., Сарсания С.К., Селуянов В.Н., Безруков М.П., 1986).

Результаты исследований. Полученные в результате исследования данные (табл.1) свидетельствуют о том, что с возрастом и повышением спортивного мастерства хоккеисток все результаты их психологического тестирования в среднем улучшаются, достигая в ряде случаев достоверных величин.

Сравнительный анализ психологических характеристик игроков разных амплуа в трех возрастных группах показал, что ни по одному из изучаемых показателей достоверных различий в этой сфере характеристик нет. Видимо при распределении игроков по амплуа их психологические особенности тренерами не учитываются.

Следующим этапом исследования была математическая обработка полученных данных с целью получения количественных показателей взаимосвязи исследуемых характеристик и параметров соревновательной деятельности хоккеисток. При этом выявлялась взаимосвязь этих показателей как с общей игровой эффективностью, так и с эффективностью выполнения отдельных технико-тактических приемов.Достоверно связанными (р<0,05) с общей игровой эффективностью либо с эффективностью выполнения технико-тактических приемов оказались: в возрастной группе 11-12 лет - простая и сложная реакция, РДО, скорость переработки информации, переключение внимания; 13-14 лет - сложная реакция, оперативное мышление, скорость переработки информации; 15-16 лет - сложная реакция, оперативное мышление, скорость переработки информации, переключение внимания. При оценке результатов корреляционного анализа были исключены характеристики, обладающие явно низкой информативностью по отношению к эффективности соревновательной деятельности. В число же наиболее информативных вошли: для 13-14-летних хоккеисток - скорость переработки информации; для 15-16-летних - кинестезическая чувствительность, скорость переработки информации, распределение и объем внимания. Среди изучаемых показателей хоккеисток 11-12 лет информативных по отношению к успешности соревновательной деятельности не выявлено.

Состав и количество параметров, вошедших в число информативных по отношению к показателям игровой эффективности, во многом обуславливает особенности игровой деятельности, которые могут быть выявлены при педагогических наблюдениях на каждом из этапов подготовки.

Таким образом, полученные в ходе исследования результаты дали возможность выявить изменение роли психологических характеристик в обеспечении эффективности соревновательной деятельности на разных этапах подготовки хоккеисток. С возрастом и повышением спортивного мастерства расширяется круг психологических характеристик, достоверно связанных с показателями игровой эффективности, а также увеличивается теснота этой взаимосвязи. Одной из причин, объясняющей значительное повышение роли психологических характеристик на более поздних этапах подготовки является то, что именно к 14-15 годам уровень развития практически всех изучаемых характеристик достигает уровня, характерного для взрослого организма, или приближается к нему (Ермолаев Ю.А., 1985).

Таблица 1

Средние величины исследуемых психологических показателей юных хоккеисток и достоверность возрастных различий между ними

Показатели

Средние величины Достоверность различий
11-12 лет (n=34) 13-14 лет (n=34) 15-16 лет (n=25) 11-12/13-14 13-14/15-16
M m M m M m t P t P
Простая реакция, мс 1829 176 1807 194 1744 145 - - - -
Сложная реакция, мс 3003 513 2897 533 2766 285 8.36 0.001 - -
РДО, мс 587 200 483 147 446 122 3.27 0.01 - -
Дифференцировка мышечных усилий, кг 4.20 1.59 4.84 1.73 3.93 1.07 - - 2.16 0.05
Кинестезическая чувствительность, град. 7.16 1.59 3.92 1.99 3.59 1.31 7.42 0.001 - -
Оперативное мышление:

-кол-во ходов

51.59 12.67 50.86 4.10 47.32 3.82 - - 3.21 0.01
-время, с 29.31 9.38 25.75 3.56 22.26 3.04 2.07 0.05 3.97 0.001
Распределение внимания, с 74.93 32.55 58.11 19.35 42.35 12.18 2.59 0.05 3.59 0.001
Объем внимания, % 64.24 7.70 79.07 12.08 80.68 7.20 6.04 0.001 - -
Устойчивость внимания, % 8.02 3.98 8.48 3.70 8.59 2.17 - - - -
Переключение внимания, бит/с 0.28 0.20 0.25 0.12 0.15 0.07 - - 3.73 0.001
Скорость переработки информации, бит/с 1.43 0.32 1.81 0.26 1.90 0.16 5.38 0.001 - -

Выводы

1. С возрастом и повышением спортивного мастерства происходит улучшение психологических характеристик юных хоккеисток.

2. При сравнении исследуемых характеристик хоккеисток разных игровых амплуа достоверных различий не выявлено ни в одной из возрастно-квалификационных групп.

3. Для хоккеисток более старших возрастно-квалификационных групп характерно расширение круга психологических характеристик, достоверно связанных с показателями общей эффективности игры и ее компонентов, а также увеличение тесноты этой взаимосвязи.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Федотова, Е. Психологические характеристики и их взаимосвязь с показателями соревновательной эффективности в системе многолетней подготовки хоккеисток на траве // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 399-400.