ВЛИЯНИЕ СИНКИНЕЗИЙ НА СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ И ПСИХОМОТОРНЫЕ КАЧЕСТВА У ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ

ВЛИЯНИЕ СИНКИНЕЗИЙ НА СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ И ПСИХОМОТОРНЫЕ КАЧЕСТВА У ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ

Г.Шанина

Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры,
Москва, Россия

Введение. Тест на синкинезии (наличие содружественных движений разного генезиса) наряду со сложно-координационными пробами входит в целостную систему методов анализа межполушарного взаимодействия в моторной сфере (Ю.В. Малова, 1991; Е.Д. Хомская с соавт., 1995). Некоторыми авторами предпринимались попытки использования данного теста как одного из нейропсихологических критериев спортивного отбора (Т.П. Королева, 1995). Задачи нашего исследования составили изучение характера проявления различных психомоторных качеств у школьников и студентов при различных формах синкинезий, а также апробация специального кинезиологического комплекса, восстанавливающего межполушарное взаимодействие.

Методы. В исследовании приняли участие 46 детей 7 лет, 70 подростков 10-13 лет, 41 подросток 14-15 лет и 15 студентов Кубанской академии физической культуры. У подростков и студентов фиксировались следующие показатели: реакции на движущийся объект, сложная зрительно-моторная реакция на 2 и 5 стимулов, критическая частота слияния световых мельканий, теппинг-тест за 10 секунд, координация движений рук. У детей 7 лет регистрировались результаты в беге на 10 метров и прыжка в длину с места. У подростков 11-12 лет - результаты в беге не 30 и 150 метров, челночном беге и прыжке в длину с места. В качестве основного критерия нарушений межполушарных связей использовался тест на синкинезии, в котором односторонние синкинезии свидетельствуют о наличии функционального блока одного из полушарий головного мозга, перекрестные - о чередовании функуионального блока, а двусторонние синкинезии - о перегрузке мозга, когда каждое полушарие одновременно выполняет функцию образного и логического мышления.

Для восстановления функциональной асимметрии и нарушенных межполушарных связей нами был разработан специальный кинезиологический комплекс (Г.Стоукс, Д. Уайтсайд, 1987). Изучалось его кумулятивное влияние на показатели теста на синкинезии и результат прыжка в длину с места у детей 7 лет. Срочный эффект влияния отдельных серий комплекса на показатели психомоторики исследовался у студентов

Результаты. Констатирующий эксперимент. У подростков 10-15 лет взаимосвязь синкинезий с показателями, отражающими психомоторные качества, неоднозначна: максимальная частота движений и координация движений рук по мере усложнения синкинезий, особенно, при перекрестных, имеют тенденцию к ухудшению. Вместе с тем, показатель быстроты зрительно-моторной реакции иначе связан с результатами теста на синкинезии: самое короткое время реакции зафиксировано у подростков 10-13 лет и юношей при стойких односторонних синкинезиях, а у старших подростков - при случайных синкинезиях по сравнению с другими формами нарушений межполушарных связей.

Что касается обследованной группы студентов академии физической культуры, то здесь нами обнаружены диаметрально противоположные результаты. В частности, на фоне отсутствия в данном возрасте сложных форм синкинезий (перекрестных и двусторонних), максимальный темп движений несколько повышается при случайных и далее односторонних синкинезиях по сравнению с их отсутствием.

Таким образом, взаимосвязь синкинезий с показателями, отражающими психомоторные качества, неоднозначна: максимальная частота и координация движений рук по мере нарастания сложности синкинезий достоверно ухудшаются, а максимальное время сложной зрительно-моторной реакции при разном характере синкинезий зависит от возраста.

Исходя из полученных данных, закономерно возникло предположение о том, что характер синкинезий может определенным образом влиять и на показатели, отражающие скоростно-силовые качества. Действительно, у детей 7 лет зафиксирована корреляция показателя степени сохранности межполушарных связей с результатом прыжка в длину с места (Р< 0,05). Причем, при односторонних и двусторонних синкинезиях результат прыжка в длину с места статистически значимо хуже по сравнению с отсутствием синкинезий (соответственно t=2,49, Р< 0,05; t=3,99, Р< 0,01). Другая особенность - нелинейный характер влияния этой функции на результаты бега на 10 метров. При этом, в случае двусторонних синкинезий результат оказывается лучше, чем при односторонних синкинезиях.

У подростков 11-12 лет результаты в беге на 30 метров и прыжке в длину с места несколько лучше при случайных и перекрестных синкинезиях по сравнению с односторонними или отсутствием синкинезий. В челночном беге более высокие результаты зафиксированы при односторонних стойких и перекрестных синкинезиях, тогда как в беге на 150 м, наоборот, результаты оказались хуже.

Формирующий педагогический эксперимент. В качестве экспериментальной группы были выбраны дети, имеющие достоверно более низкие результаты в тесте на синкинезии (Р< 0,05), преимущественно за счет девочек (Р< 0,05). Существенных половых различий внутри групп в результатах теста на синкинезии не обнаружено. Специальный кинезиологический комплекс использовался в контрольном классе 3-4 раза в неделю на предметных уроках в виде 10-минутных физкультурных пауз с ноября по апрель. Как показали полученные данные, систематическое применение специального кинезиологического комплекса приводит к достоверному улучшению результатов в тесте на синкинезии (Р< 0,01). При этом у мальчиков этот показатель улучшился по сравнению с исходными данными на 45%, а у девочек - на 80%.Важно также, что по мере нарастания сложности синкинезий наблюдается более высокая степень их устранения. После формирующего эксперимента исчезли статистически значимые различия в тесте на синкинезии между детьми обеих групп, в то время как результаты прыжка в длину с места, наоборот, стали достоверно лучше в экспериментальной группе.

Аанализ срочных изменений психомоторных характеристик выявил, что приемы, восстанавливающие энергетический баланс, достоверно улучшают точность и быстроту сложной зрительно-моторной реакции. Серия движений обеими конечностями перекретсно-параллельного характера существенно повышает максимальный темп движений. Специфические позы, оптимизирующие психоэмоциональное состояние, увеличивают точность реакции и сохраняют высокие значения максимального темпа движений.

Выводы.

1. Наличие взаимосвязи показателей психомоторных и двигательных качеств с результатами теста на "синкинезии" открывает возможность использования данного теста в системе психологического контроля тренированности спортсмена.

2. Психологическая подготовка спортсменов может включать специальный кинезиологический комплекс, адресованный к межполушарному взаимодействию.

3. С целью получения срочного эффекта специального кинезиологического комплекса его целесообразно использовать преимущественно при наличии случайных синкинезий, свидетельствующих о временном нарушении адаптационных механизмов психической деятельности. Кумулятивное влияние оказывается эффективным не только при случайных, но и при двусторонних синкинезиях, косвенно отражающих нарушение межполушарного взаимодействия.

Литература

1. Малова Д.В. Межполушарное взаимодействие в двигательной сфере (в норме и у больных с локальными поражениями мозга). Автореф....канд. дис.- М.: 1991

2. Королева Т.П. Нейро- и патопсихологические критерии спортивного отбора.- М.: 1995

3. Стоукс Г., Уайтсайд Д. Коррекция дислексических нарушений способности к обучению и интеграция головного мозга. - М.: 1987

4. Хомская Е.Д., Привалова Н.Н., Ениколопова Е.В. и др. Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. - М.: МГУ, 1995


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Шанина, Г. Влияние синкинезий на скоростно-силовые и психомоторные качества у школьников и студентов // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 402-403.