УЧЕТ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ПРАКТИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

УЧЕТ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ПРАКТИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

С.Изаак, В.Зайцева

Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры,
НИИ возрастной физиологии РАО,
Москва, Россия

Теоретической основой для осуществления индивидуального подхода в практике физического воспитания является естественное разнообразие морфо-функциональных свойств организма индивидов. Дети дошкольного возраста также неоднородны по соматометрическим показателям, функциональным, психологическим и двигательным возможностям (1,4,5), т.е. по тем индивидуальным особенностям организма, которые являются частью интегральной характеристики человека - его конституции. Поэтому с целью оптимизации учебного и воспитательного подхода в дошкольных учреждениях педагогические воздействия должны строится на конституциональном подходе.

Цель исследования: изучить двигательные возможности детей 4-7 лет разных конституциональных типов.

Исследование выполнено при участии 300 мальчиков, 277 девочек в возрасте от 4-х до 7-ми лет, воспитанников детских садов г.Москвы. Для решения поставленной задачи использовались следующие методы исследования: антропометрические измерения [длина тела (см), масса тела (кг), окружность грудной клетки (см), окружность плеча (см), окружность бедра (см), плечевая дуга (см), ширина плеч (см)]; педагогическое тестирование [время бега на дистанции 30 м (с), результаты в челночном беге 3x10 м (с), длина прыжка с места лицом вперед (см), длина прыжка с места спиной вперед (см), высота прыжка с места (см), дальность метания правой рукой (см), дальность метания левой рукой (см), количество отжиманий за 20 с (раз), количество подниманий ног за 20 с (раз), статическая выносливость (с), тест "падающая линейка'' (см), наклон вперед из положения стоя (см) (ибкость позвоночного столба)]; статистические методы обработки результатов.

Основываясь на современных представлениях антропологов о многофакторности конституционального статуса (2,5,6,7) для создания схем конституциональной классификации детей дошкольного возраста было сочтено целесообразным использовать 7 соматометрических и 12 моторных показателей. Методом кластерного анализа (3) в каждой поло-возрастной группе выделены три крупных кластера, которые c помощью метода индексов были интерпретированы как астено-торакальный (А-тип), мышечный (М-тип) и дигестивный (Д-тип) типы конституции.

Сравнительный анализ морфологических характеристик показал, что дети А-типа по большинству изученных признаков явно отставали от сверстников из общей группы. Так, сравнение показателей физического развития позволило установить, что наибольшую длину и массу тела, окружность грудной клетки, окружность бедра, окружность плеча имели мальчики и девочки дигестивного типа, а наименьшие их величины, за исключением длины тела, были у детей-астеников.

Анализ результатов статистической обработки материала позволил выявить следующие закономерности в моторном развитии детей 4-7 лет, различающихся по типам конституции. Детям мышечного типа свойственны самые высокие результаты в скоростном тесте ("бег 30 м''), в ловкости ("челночный бег''), в упражнениях скоростно-силовой направленности, в которых задействованы мышцы ног ("прыжки в длину'', "высота прыжка''). В группе мальчиков мышечники не уступают представителям других конституциональных типов и в гибкости туловища.

Дети астеноидного типа имели более низкие результаты в скоростном, скоростно-силовых тестах ("прыжки в длину'') и ловкости по сравнению со всеми остальными. Только в тестах "метание мяча'', "отжимание'' и в гибкости позвоночника (достоверные различия выявлены в группе девочек) представители А-типа показали высокие результаты.

Опережая сверстников в соматическом развитии, дети дигестивного типа имели низкие локомоторные возможности. Во всех поло-возрастных группах лишь результаты тестирования динамической силы нижнего отдела брюшного пресса и динамической силы мышц спины (тест "поднимание ног'') у них превышают значения детей всех других конституциональных типов. В группе девочек представители Д-типа имели выше, чем у остальных, уровень скоростно-силовых возможностей мышечных групп верхних конечностей (тест "отжимание''), в группе мальчиков - высокий уровень силовых качеств мышц туловища (тест "статическая выносливость'').

Таким образом, дети 4-7 лет разных конституциональных типов различаются по соматометрическим и моторным характеристикам, что необходимо учитывать в практике физического воспитания дошкольников.

Список литературы

1.Давыдов В.Ю. Морфо-функциональные показатели и развитие моторики у детей 3-6 летнего возраста разных типов конституции // Теор. и практ. физ.культ. - 1995. - N11. - С. 39-43.

2. Дерябин В.Е. Морфологическая типология телосложения мужчин и женщин // Автореф. дисс.... докт.биол.наук. - М., 1993. - 53 с.

3. Дюран В., Одел Л. Кластерный анализ. - М.:Наука, 1974. - 47 с.

4. Панасюк Т.В. Телосложение и процессы роста детей дошкольного возраста при различных двигательных режимах: Автореф. дис. канд. биол. наук. - М., 1984. - 18 с.

5. Кузин В.В., Никитюк Б.А. Очерки теории и истории интегративной антропологии.- М.: Физкультура, образование и наука, 1995. - 174 с.

6. Никитюк Б.А. Конституция человека // Итоги науки и техники. ВИНИТИ. Сер. Антропология. - 1991. - N 4. - 149 с.

7. Чтецов В.П. Конституции человека // Итоги науки и техники. Сер. Морфология человека и животных. Антропология. - М., 1974. - Т.6. - С.71-99.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Изаак, С. Учет конституциональных особенностей в практике физического воспитания дошкольников / Изаак С., Зайцева В. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 409-410.