ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРЕОБРАЗУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРЕОБРАЗУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТА

В.Вавилов

Институт психологии РАН,
Москва, Россия

Введение. Одна из важных задач ближайшего будущего состоит в раскрытии духовной сущности спорта и разработки информационно-психологической технологии реализации этой сущности в преобразующей деятельности спорта. Преобразующая деятельность - это деятельность, направленная на создание условий перехода к новому качеству жизни. Основным условием такого перехода является преобразование личности индивида, связанное с формированием нового отношения к себе, другим, обществу, миру; с осознанием своей миссии в мире и открытием у себя психических средств и сил для ее выполнения.

Спорт - это не только предметное поле деятельности определенной части людей, но и сложный, исторически развивающийся социальный институт с развитой инфраструктурой (включая диверсифицированную сеть средств массовой и технической информации), приобщающий остальное население к деятельности спортсменов и делающий спортивные события частью общественной жизни каждого человека. Задача состоит в том, чтобы используя психологические закономерности преобразующей деятельности, сделать это частью личной жизни индивидов.

Методика. Решение данной задачи осуществлялось на основе теоретического анализа спорта как квазиперсонифицированного суперсубъекта преобразующей деятельности.

Результаты. Значительная роль спорта в изменении качества жизни индивидов основана на активизиции богатых потенциальных возможностей спорта как суперсубъекта преобразующей деятельности и на использовании психологических закономерностей преобразующей деятельности.

Спорт представляет собой уникальный социальный институт, потенциальные возможности которого как суперсубъекта преобразующей деятельности превосходят возможности любого иного социального института, в том числе и такого монументального как религия. Это превосходство обусловлено следующими факторами:

- совмещением в спорте качественных характеристик таких суперсубъектов как труд, искусство, культура, профессия;

- практически неисчерпаемым запасом документированных жизненных ситуаций и биографий конкретных людей, являющих примеры победного противостояния духа интегративной мощи соперников, рекордным достижениям, скоплению неблагоприятных обстоятельств, трагическим событиям;

- соответствием глубинным потребностям человека в разнообразных формах психологической идентичности (от героической самоидентификации до национальной идентичности);

- соответствием перспективным техническим средствам связи и передачи информации, позволяющим любому человеку не просто "присутствовать" на спортивныых событиях, но как бы включаться в борьбу и с помощью средств художественной выразительности (крупный план, звук напряженно бьющегося сердца) почувствовать цену преодоления болевого порога, которой оплачивается победа.

Дискуссия. Преобразующая деятельность спорта представляет закономерный психологический процесс, состоящий из определенных этапов, каждый из которых характеризуется определенным соотношением внутренних и внешних средств деятельности. Переходу к новому качеству жизни индивида предшествует преобразование его духовного мира. В основе духовного преобразования индивида лежит взаимодействие психических процессов: эмоционального переживания драматизма реальной героической судьбы, контекстного осознания несоответствий в своей собственной судьбе и формирования волевой установки на проведение новой парадигмы должного поведения в жизни. Пусковым и направляющим механизмом духовного преобразования личности служит механизм психологической идентичности, приводящей внутренние структуры индивида в соответствие с внешними структурами социума и укореняющий в индивидуальном сознании образцы героического как должного.

В практическом плане интуитивное использование психологических закономерностей преобразующей деятельности спорта, связанных с включением механизмов психологической идентичности для вовлечения людей в процесс перехода к новому качеству жизни, идет от первых олимпиад, которые не случайно легли в основу летоисчисления древних греков. В более узком аспекте эти идеи возродил Томас Арнольд в первой четверти XIX века, который для совершенствования духа использовал спорт, а не религию, как было в средневековых школах. От него пошла традиция использования спорта в престижных университетах как особой деятельности для воспитания элиты или, как писал Вильгельм Дибелиус о Кембридже и Оксфорде, для конструирования и формирования типа человека, предназначенного управлять страной. Переход от использования спорта как соревновательной деятельности избранных (или отобранных) к раскрытию его возможностей как преобразующей деятельности социального института - составляет содержание процесса раскрытия духовной сущности спорта. Эта сущность пока только угадывается наиболее проницательными комментаторами, журналистами, спортивными агентами. На очереди задача разработки информационно-психологической технологии реализации этой сущности.

Литература

1. Dibelius W. England. Berlin. 1922.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (Грант № 97-06-08155)


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Вавилов, В. Психологические закономерности преобразующей деятельности спорта // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 436-437.