КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

И.Добродеева, И.Голицына

Педагогический университет,
Шуя, Россия

Любая деятельность имеет смысл только при наличии осознанной цели. Характер цели, ближняя или дальняя ее перспектива, определение субъектно-объектных отношений в целевом пространстве структурируют деятельность. Структурированная деятельность, направляемая гуманистической целью, становится объективным условием для развития личностных, духовно-нравственных начал.

Умение учителя верно определять свою роль в смыслоструктурированной деятельности - важнейший критерий его профессионализма.

Общеизвестно, что физическая культура имеет оздоровительное и воспитательное значение, что в задачи физического воспитания входит: укрепление здоровья и повышение работоспособности; содействие всестороннему физическому и умственному развитию; воспитание выносливости, силы и ловкости; привитие знаний и навыков в вопросах общей и личной гигиены, а также гигиены физических упражнений и самоконтроля. Но для учителя физкультуры, очевидно, важно рассматривать свои контакты с учениками и как культурную деятельность, как общение в сфере культуры, где человеческое, гуманистическое составляет дух общения. Объектом данного общения, эмпирической его сутью, является физическое развитие и здоровье ученика, сознательное к ним отношение. Субъектами педагогического, гуманистического общения выступают и ученик и учитель. К сожалению, традиции доталитарной педагогики исключают именно эту духовно-нравственную основу педагогического общения. Иметь установку на ученика как субъекта педагогического общения, которого с учителем объединяет предмет общения (физическая культура) - одна из существенных целей, к которой должен стремиться будущий учитель, сегодняшний студент факультета физической культуры.

Подобная установка есть ведущая составляющая духовно-нравственного облика учителя, важнейший компонент его профессионализма. Завоевание такой высоты будущим учителем происходит на широком поле культурологической подготовки, включающем учебную деятельность и разнообразие различных по глубине форм общения.

Учитель физической культуры, воспитанный в ауре гуманистической культуры, способен рассматривать свою профессиональную деятельность как элемент культуры. Следовательно, занятия по физическому развитию ученика являются средством (предметом общения), направленным на духовно-нравственное структурирование личности, где общение ученика и учителя строятся на основе морального равенства, субъектных (активных) отношений с обеих сторон.

Изменить дух подготовки учителя физической культуры сегодня чрезвычайно важно, поскольку это служит и прагматическим устремлениям современности (вписывания в общецивилизационное пространство), и более высоким духовным целям вернуть человеку возможность быть личностью, в достижении которых физическая культура обладает немалым духовно-нравственным и эстетическим потенциалом.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Добродеева, И. Культурологические основы подготовки учителя физической культуры / Добродеева И., Голицына И. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 437.