ГУМАНИЗМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ГУМАНИЗМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В.Кряж, З.Кряж

Академия физического воспитания и спорта,
Научно-исследовательский институт физической культуры и спорта,
Минск, Беларусь

Физическое воспитание - учебная дисциплина, обращающая человека к самому себе. Оно фиксирует внимание индивида на своем теле, носителе системного телесного свойства -- человеческой жизни (В.Н.Кряж,1992,1996). Это глубоко гуманистичный вид учебной деятельности, воздействующий с помощью своих средств на физический и духовный компоненты личности, способствующий сохранению и продлению жизни человека. Однако физическое воспитание не всегда используют с гуманистическими целями

Будучи включенным в систему обучения и воспитания, как школьная учебная дисциплина, физическое воспитание приобретает часть характерных для них признаков. Однако при этом оно остается составной частью физической культуры, основным каналом ее передачи индивиду и обществу. С помощью физического воспитания учащиеся используют физическую культуру и усваивают необходимые им гуманистические физкультурные ценности. Оставаясь частью физической культуры, физическое воспитание сохраняет ряд ее свойств. Как часть физической культуры физическое воспитание развивает функциональные возможности организма, удовлетворяет потребность человека в двигательной активности и снижает ее дефицит, положительно влияет на физическое развитие, психические состояния, умственную и физическую работоспособность, на развитие интеллекта. Такое воздействие достигается благодаря основному средству физического воспитания - физическому упражнению (А.Д.Новиков,1948, В.Н.Кряж,1996,1997).

Физические упражнения - двигательная деятельность, которая является составной частью целостной деятельности человека, и связана с ее содержанием и структурой (С.Л.Рубинштейн,1946; Н. А. Леонтьев, 1983; А.В.Запорожец,1986). Усложнение с возрастом целостной деятельности человека сопровождается соответствующим усложнением входящих в нее движений и двигательных действий. Являясь составным элементом деятельности человека, двигательная деятельность тесно связана с его психикой и интеллектом. Эта связь обусловлена тем, что она является деятельностью перцептивной (А.В.Запорожец,1986). Поэтому под влиянием двигательной деятельности протекают филогенетически связанные с нею процессы восприятия различной по своей природе информации. По мере развития и усложнения двигательной деятельности они развиваются, усложняются и вместе с ней, претерпевают своеобразные изменения. Физическое упражнение, как перцептивная деятельность, тесно связано с ощущениями, вниманием, памятью,мышлением, интеллектом. В двигательной деятельности, как деятельности перцептивной, отдельные психические, физиологические и другие процессы развиваются в силу этой связи не изолированно, а взаимосвязано, как свойства личности. Вызвавшая их двигательная деятельность тесно связана с когнитивными процессами, эмоциональным миром человека, запоминанием, оперативным мышлением, сознанием. Значительную роль в протекании этих процессов играет двигательная задача, вызывающая психическое напряжение. Оно снимается в результате "живого движения", обладающего предметно-смысловыми характеристиками (В.А.Нефёдов и др.,1991). Если двигательная задача при выполнении физического упражнения не навязана насильно, совпадает с интересами и потребностями учащегося, ее успешное решение связано с положительными эмоциями. Они активизируют деятельность, связанную с решением двигательной задачи, создают благоприятные условия для протекания когнитивных процессов, формирования интеллекта, способствуют поддержанию хорошего настроения, что немаловажно в жизни ребенка, учащегося. Навязанная насильно двигательная задача, выполняемое по принуждению физическое упражнение, угнетают творчество, создают негативный эмоциональный фон. Поэтому очень важно какая двигательная задача поставлена перед учащимся и с какой целью выполняется физическое упражнение.

Через процесс решения двигательной задачи физическое упражнение связано с настоящим, через ожидание эффекта ее решения - с будущим, через двигательную память - с прошлым. В процессе выполнения физического упражнения, по мере решения двигательной задачи будущее переходит в прошлое. Поэтому физическое упражнение представляет собой своеобразный способ разрешения противоречия между прошлым и будущим, соединительное звено между предвидением и памятью (А.В.Запорожец,1986). Физическое воспитание, постоянно, связанное с решением двигательных задач может рассматриваться как одна из сфер самореализации личности. В связи с тем, что физи-ческое упражнение представляет собой разновидность перцептивной деятельности, физическое воспитание при определенных условиях, является эффективным средством разносторонних гуманных воздей-ствий развития психики и интеллекта, решения многих воспитательных и образовательных задач.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Кряж, В. Гуманизм физического воспитания / Кряж В., Кряж З. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 439-440.