НЕКЛАССИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЮНОШЕСКОГО СПОРТА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ В XXI ВЕКЕ

НЕКЛАССИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЮНОШЕСКОГО СПОРТА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ В XXI ВЕКЕ

В.Столяров

Российская государственная академия физической культуры,
Москва, Россия

Введение. Цель доклада: обосновать необходимость теоретической разработки и практического использования "неклассической" ("гуманистической") модели юношеского спорта - альтернативной по отношению к "классической" ("технократической") модели, а также обсудить различные концепции этой новой модели и перспективы ее развития в XXI веке.

Классическая модель спорта. Спортивное соревнование возникает и развивается как гуманная, игровая модель соревновательных ситуаций реальной жизни. Степень "гуманизации" в спорте этих соревновательных ситуаций зависит от того, какие соревнования и каким образом проводятся, как организована подготовка к ним, какие ценности, нормы и образцы поведения поощряются в ходе соревнований и подготовки к ним, каков характер этих поощрений (моральный, материальный и т.д.), т.е. от используемой модели спорта.

В XX столетии юношеский спорт, как и спорт вообще, преимущественно развивается на базе той модели спорта, которую мы называем "классической". Ее можно называть также "жесткой", если использовать термин который ввел Роберт Юнгк, директор Института по вопросам футурологии в Вене.

Эта модель является соревновательной. В самом соревновании на первый план выдвигается острое соперничество, жесткая конкуренция участников. Ставится задача на основе предельно точных измерений сравнить их результаты и учитывая разницу (даже минимальную) по каким-то показателям, обязательно выяснить, у кого результат лучше, а у кого - хуже. В ходе этой оценки учитывается лишь соблюдение правил, принятых в данном виде спорта, и не принимаются во внимание нравственные и иные аспекты их поведения. На основе такой процедуры участники соревнования расставляются "по местам". Причем, лица, занявшие первое место или несколько первых мест (как правило, три первых места), всемерно восхваляются и поощряются (в том числе призами и наградами, имеющими большую материальную ценность), тогда как другим обычно достаются лишь упреки, насмешки и т.п. Программа соревнований строится таким образом, что предполагает узкую специализацию участников в каком-то одном виде игровой деятельности (например, в беге, плавании и т.п.) или нескольких ее видах, но требующих проявления "односторонних" (например, физических - в легкоатлетическом десятиборье, или интеллектуальных - в шахматах) способностей. Для создания равных условий участники соревнования распределяются по различным группам (с учетом пола, возраста, уровня подготовки и т.д.), и соревнования проводятся раздельно в этих группах (например, инвалиды соревнуются отдельно от других).

Классическая модель спортивного соревнования, используемая не только в рамках спорта высших достижений, но и в юношеском спорте позволяет успешно решать ряд социальных задач: она стимулирует активность участников, вырабатывает у них стремление к постоянному повышению результатов, позволяет создать яркое зрелище и т.д. Но в основе этой модели лежит технократическая парадигма, поскольку она ориентирована не на развитие личности и гуманных отношений между людьми, а на узко специализированную подготовку в определенном виде спорта и достижение в нем максимально высоких результатов. Она стимулирует насилие, агрессивное поведение, проявление национализма. У спортсмена развивается желание любой ценой - даже за счет здоровья, одностороннего развития, нарушения нравственных принципов - добиться победы, продемонстрировать свое превосходство над другими. Поэтому следствием активных занятий спортом на основе данной модели нередко является одностороннее развитие личности юных спортсменов. Эффективно содействуя физическому совершенствованию детей и подростков, эти занятия приводят к обеднению их духовного мира, к разрыву между духовным и физическим развитием.

Поэтому возникает проблема поиска таких моделей спорта, особенно юношеского, которые обеспечивают целостное, интегративное гуманистическое воздействие на личность и человеческие отношения, содействуют развитию свободной, активной, творческой, разносторонней и гармоничной личности, гуманных отношений между людьми. Эту личностно-ориентированную, "мягкую", гуманную модель спорта мы и называем "неклассической". Поиски такой модели юношеского спорта ведутся во многих странах в течение многих лет.

Концепции неклассической модели юношеского спорта. Чаще всего встречается такой подход к обсуждаемой проблеме, который мы называем "предельно общим": ограничиваются критикой дисфункциональных проявлений в юношеском спорте, призывают к формированию его новой модели, но не указывают конкретно, что это за модель. Так, ученый из Японии K.Yamamoto (1988), подвергая критике традиционную модель юношеского спорта, которая "может разрушить человеческое существо как целое", и обосновывая необходимость новой модели, пишет: "Вероятно, она будет принадлежать к особому слою мира спорта как особой культуры. Настанет время сформировать другой тип соревнования, отличный от современного...". H.E. Rosh (1972) писал о том, что "вместо соревновательных игр нужно создавать новые формы игр, которые больше способствуют оздоровлению и инициативе участников... Необходимо спроектировать новую модель игр, которая обеспечивала бы демократизацию в достижении цели и т.д.".

В рамках более конкретного решения проблемы можно выделить несколько различных подходов (концепций).

Первый подход - ориентация на использование новых форм соревновательной модели. В рамках этого подхода вносятся различные предложения:

1) строить спортивные соревнования и подготовку к ним, на основе принципов гуманистической педагогики;

2) больше внимания уделять "тем видам спорта, в которых нет непосредственной борьбы человека с человеком или команды с командой" (Суходольский, 1987).

3) усилить игровую направленность юношеского спорта, используя для этого не только традиционные подвижные игры, но также народные игры, национальные виды спорта, сюжетные, приключенческие, спортивно-динамичные и интеллектуальные игры, игры-эстафеты, и др.;

4) адаптировать традиционные виды спорта к особенностям физического и психического состояния детей и подростков (например, программа "Киви-спорт" в Новой Зеландии);

5) включить в программу соревнований физические упражнения и тесты, позволяющие организовать очные и заочные соревнования друг с другом лиц различного возраста, включая детей (например, америкаанская программа "Вызов президента", аналогичные российские программы: "Президентские состязания", "тест-программа мэра Москвы" и др.);

6) перейти от спорта, ориентирующего юных спортсменов на узкую специализацию, развитие узкого круга способностей, к такой его модели, которая требует многосторонних способностей (например: российские программы молодежного многоборья, полиатлона, экоспорта, культурно-спортивных фестивалей; польская программа "Игр многосторонно,сти"; американская программа Всемирных Игр школьников-спортсменов; германская программа "Фамилиада" и др.);

7) использовать иную систему определения победителей (учитывать поведение, как например, в мини-баскетболе; поощрять юных спортсменов за поведение в духе "фэйр плэй"; выявлять и поощрять улучшение участником своих предыдущих результатов, а не превышение им результатов других или какой-то нормы; учитывать не личные достижения отдельных участников или команд, соревнующихся друг с другом, а достижения всех участников в целом, объединенных в единую команду - "кооперативные игры" и т.д.).

Второй подход - отказ от соревновательного характера спорта, переход к "несоревновательной" его модели, в которой нет разделения участников на победителей и побежденных, основной акцент смещен на сотрудничество, юмор, совместное творчество участников и т.д. ("новые игры", "творческие игры", "Playfair", "TROPS" в США, Канаде, Германии, Японии и других странах).

Третий подход - использование и соревновательных и несоревновательных игр (например, "Фестивали игр" в Германии, Австрии, Аргентина, Бразилии, Франции и т.д.).

Четвертый подход - комплексный, интегративный подход. Именно такой подход характерен для спартианской модели юношеского спорта - в рамках разработанного нами в 1990 г. проекта под названием "СпАрт" (Спорт. Духовность. Искусство).

Основные особенности спартианской модели:

1) уникальная программа соревнований, которая требует от участников не узкой специализации в одном виде игровой деятельности (в каком-то виде спорта, например, в легкой атлетике, или в художественном творчестве, например, в танцах, или в техническим творчестве и т.д.), а многосторонних способностей. Участники соревнуются в разнообразных видах игровой деятельности.

2) новая система определения победителей: учитываются эстетические и нравственные аспекты поведения участников; принимаются во внимание лишь существенные различия в их результатах; основное значение придается превышению участником своих результатов, а не результатов других участников или каких-то норм и т.д.;

3) спартианские клубы, школы, игротеки и т.д.;

4) новое самодеятельное, игровое, культурно-спортивное детско-юношеское движение "СпАрт".

Практическое использование (с 1991 г.) спартианской модели спорта в работе с детьми и молодежью, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов), показало ее высокий педагогический, социально-культурный эффект. Это служит основанием перспектив ее дальнейшего развития.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Столяров, В. Неклассическая модель юношеского спорта и перспективы ее развития в 21 веке // Человек в мире спорта : Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 442-444.