МОЛОДЕЖЬ И ОЛИМПИЗМ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)

МОЛОДЕЖЬ И ОЛИМПИЗМ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)

Аль-Тавил Низар Мухаммед
(Иордания)

Российский государственный институт интеллектуальной собственности

Введение. В докладе ставится задача сопоставить результаты социологических исследований, проведенных в разное время и в разных странах, с целью выяснить отношение детей и молодежи к Олимпийским играм и олимпийскому движению, их ориентацию на идеалы и ценности олимпизма, уровень олимпийской образованности.

Результаты и их обсуждение. В 1988-1994 гг. по программе и под руководством В.И. Столярова было проведено международное социологическое исследование по обсуждаемой проблеме. В ходе исследования в бывших республиках СССР было опрошено 1500 студентов и 400 преподавателей 15 вузов нефизкультурного профиля, тысяча школьников 9-10 классов, 130 юных футболистов 14-16 лет и 75 тренеров этих юных футболистов, а в Югославии - 500 студентов. Отметим некоторые данные, которые в ходе этого исследования получили В.И.Вишневский (1987), И.В. Баринова (1994), О.И. Самусенков (1989), Ю.П. Сегал (1989), Е.В. Стопникова (1992), Ж. Живанович, С. Драгутинович и Ж. Карович (1992), и сопоставим их с данными других исследований.

Интерес к Олимпийским играм. 36% опрошенных студентов проявляют к ним интерес и внимательно следят за Играми. 44,3% указали на то, что у них есть некоторый интерес к Играм, но не очень большой и около 10% отметили, что они совсем не интересуются Олимпийскими играми. Югославские студенты, по данным опроса, проявляют значительно больший интерес к Олимпийским играм. Лишь 1% из них не проявляет интереса к Играм, 70% проявляют большой интерес, 28% - некоторый интерес. 53% советских студентов не дали высокой оценки Олимпийским играм (7% из них оценили их даже отрицательно, а 17,4% не высказали по данному вопросу определенного мнения). Процент югославских студентов, высоко оценивающих Игры, почти в 2 раза выше. 58% респондентов не высказали желания стать участниками олимпийского движения. Около трети из них совершенно не интересуют цели и задачи этого движения, его идеалы и принципы, а 35,5% они интересуют лишь незначительно. Для сравнения отметим, что, как показал опрос старшеклассников в Польше, проведенный в середине и конце 80-х гг., 4/5 из них не видят никакой социальной пользы в спорте высших достижений и в Олимпийских играх [W. Puczynski, 1994].

Олимпийская образованность. Результаты международного опроса свидетельствуют также о низком уровне знаний респондентов об олимпийском движении, об основных принципах, идеалах и ценностях олимпизма. Затруднения вызывали даже простые вопросы о месте и сроках проведения Олимпийских игр. Только 23% юношей и 14,1% девушек смогли правильно назвать олимпийский девиз, а лауреатов приза "Фэйр плэй" не указал никто. 57% юношей и 77% девушек ничего не знали об Олимпийской хартии. Почти 77% юношей и больше 88% девушек заявили, что они крайне мало знают об олимпийском движении. Кстати, в этом отношении опрос не выявил какой-либо существенной разницы между студентами нашей страны и Югославии. При опросе последних также обнаружилось, что лишь 5% респондентов, судя по их ответам, имеют более или менее полную информацию об олимпизме. 78% не располагают таковой.

При опросе студентов 16,3% юношей и 10% девушек указали на то, что они практически ничего не знают об олимпийском движении, его целях и задачах. Другие респонденты имеют крайне слабые знания. Так, только 4,6% студентов читали Олимпийскую хартию. При опросе студентов Югославии также обнаружилось, что лишь 5% респондентов имеют более или менее полную информацию об олимпизме, а 78% не располагают таковой.

74% опрошенных юных футболистов не знали о существовании Олимпийской хартии. 40% не смогли назвать девиз олимпийского движения. 20%затруднились ответить, когда и в какой стране проводились последние Олимпийские игры или дали неправильный ответ на данный вопрос. 17,3% юных футболистов не смогли назвать ни одного отечественного, а 21,3% - ни одного зарубежного олимпийского чемпиона.

У большинства юных футболистов отсутствует четкое представление о целях и задачах Олимпийских игр, об их отличии от других спортивных соревнований. 60,8% считают, что Олимпийские игры - это всего лишь самые крупные по количеству участников международные соревнования; 4,4% видят их отличие в том, что они проводятся реже других соревнований и, только по мнению 34,9%, Олимпийские игры имеют совсем иные цели, нежели другие спортивные соревнования. Причем, 17,5% вообще затруднились назвать эти цели Олимпийских игр, а 66,3% усматривают их в достижении максимально высоких спортивных результатов. Только 8,7% полагают, что основная цель Олимпийских игр - укрепление дружбы между народами, а 6,3% - укрепление мира.

55% старшеклассников также видят в Олимпийских играх лишь очень крупные соревнования. К важным целям олимпийского движения 47% отнесли мир и дружбу между народами, 14% - выявление лучших спортсменов, и только 1,9% упомянули честную, справедливую игру и гармоничное развитие личности спортсмена.

При опросе польских школьников в конце 70-х гг. более половины оценили Олимпийские игры как символ мира, а 1/3 - как манифестацию дружбы и братства. Однако в ходе опроса школьников в середине и конце 80-х гг. ценность Олимпийских игр как фактора укрепления мира и дружбы между народами большинство респондентов поместили лишь с 14 по 21-е место в системе других их ценностей [W.Puczynski, 1994].

В ходе опроса западногерманских школьников в возрасте 10-19 лет, проведенном НОК ФРГ в 1987 году, на вопрос: "Что такое олимпизм?" школьники чаще всего отвечали: "соревнование" или "международная встреча". Это связано с тем, что из всех "ипостасей" олимпизма у школьников лучше всего запечатлелись Олимпийские игры; другие его аспекты им практически незнакомы. Поэтому в ответах на вопрос лишь изредка встречались слова "идея", "традиция", "честная игра" и т.п. Менее 10% опрошенных указали на связь между олимпизмом и "честной игрой".

Опрос различных групп населения (включая молодежь) Будапешта и Варшавы, проведенный Т.Фельдеши и З.Кравчиком (1984), показал, что меньше 27% жителей Будапешта и меньше 43% жителей Варшавы отнесли принципы "Фэйр плэй" к числу признаваемых ими основных ценностей олимпизма.

Ориентация на идеалы и ценности олимпизма. Данные исследований выявляют слабую реальную (не декларативную) ориентацию молодежи на эти идеалы и ценности. Особую тревогу вызывает тот факт, выявленный в ходе указанного международного исследования, что активные занятия спортом не повышают, а снижают эту ориентацию. Это подтверждают данные и других исследований [Heinila, 1974; Mantel, Vander, 1974; Kroll, 1976; Nixon, 1980; Allisson, 1980; Frogner, Pilz, 1982; Silva, 1983; Regnier, 1984; Mugno, Feltz, 1985; Gabler, 1987; Goncalves, 1988; Винник, 1991; Lee и Cockman, Cruz, Boixades, Valiente, Capdevila, Papp, Pzisztoka - по программе международного исследования (1990-1995), которым руководил Martin J. Lee; Bredemeier, 1994; Mielke, Bahlke, 1995; Pilz, 1995].

Выводы

Приведенные выше данные свидетельствуют о низкой олимпийской образованности опрошенных детей и молодежи и о их весьма слабой ориентации на идеалы и ценности олимпизма. Это еще раз подтверждает необходимость активизации усилий по разработке и внедрению в практику эффективной системы олимпийского образования.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Аль-Тавил, Н.М. Молодежь и олимпизм (социологический анализ) / Аль-Тавил Низар Мухаммед // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 446-447.