ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С УЧЕТОМ КОРЕЙСКОЙ И РОССИЙСКОЙ ПРОГРАММ ИНТЕГРАЦИИ СПОРТА И ИСКУССТВА

ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С УЧЕТОМ КОРЕЙСКОЙ И РОССИЙСКОЙ ПРОГРАММ ИНТЕГРАЦИИ СПОРТА И ИСКУССТВА

Т.Губарева, В.Столяров, Ян Ан-Сук

Российская государственная академия физической культуры,
Москва, Россия

Введение. Проблема поиска новых форм физкультурно-спортивной работы с инвалидами в целях их социальной реабилитации и интеграции, организации досуга имеет необычайно важное значение в настоящее время.

Всеобщая декларация прав человека гарантирует инвалидам право на полное и равное участие во всех сферах жизни общества. Но реально эти люди часто лишены возможности такого участия.

Процессы гуманизации общественной жизни, происходящие на современном этапе развития человеческой цивилизации, требуют неотложного решения благородной задачи - найти пути повышения "ценности жизни" инвалидов. В период радикальных реформ российского общества необходимо принятие широких мер духовно-нравственного оздоровления, социально-экономической поддержки всех слоев населения. Но особенно важное значение эта проблема имеет для социально уязвимых категорий населения, к которым относятся в первую очередь инвалиды.. В России свыше 8 млн. чел. официально признаны инвалидами, а с учетом данных о показателях физического, психического и социального благополучия - их значительно больше.

Пути решения проблемы. Создание равных возможностей для инвалидов как направление социальной политики связано с обеспечением доступности для них в такой же степени, как и для остальной части общества не только образования и работы, но и различных форм культуры, культурной деятельности (социально-культурная реабилитация).

Инвалидам нужен в первую очередь шанс (хотя бы в сфере свободного времени), чтобы доказать себе и обществу право на активное существование - в умственном и физическом плане. Необычайно важное значение в этом плане имеет спорт. В последние годы практически во всем мире предпринимаются активные усилия по организации и развитию спорта для людей с ограниченными возможностями здоровья, с определенными нарушениями в двигательной или интеллектуальной функциях - от организации небольших спортивных соревнований, до проведения таких масштабных соревнований, как Параолимпийские игры, Спешлолимпик и др. При этом учитываются огромные позитивные возможности, заключенные в спорте для лиц с такого рода особенностями.

Проблема состоит, однако, в том, чтобы найти такие виды спортивной деятельности, такие формы ее организации, которые были бы пригодны для инвалидов, соответствовали бы не только их физическому, но и психическому состоянию и позволяли бы максимально полно и эффективно реализовать по отношению к ним огромный потенциал этой деятельности.

Одно из направлений решения данной проблемы - использование в работе с инвалидами такой модели спорта, которая предусматривает его интеграцию с искусством и более гуманную модель определения победителей.

В последние годы специалисты многих стран подчеркивают необходимость интеграции спорта и искусства в рамках системы образования, воспитания и организации досуга различных групп населения и ведут поиски путей такой интеграции.

Примером такого подхода являются две программы, одна из которых разработана в России, а другая - в Южной Корее.

Российская программа разработана в 1990 г. в рамках нового гуманистического проекта под названием "СпАрт" (автор - проф. В.И. Столяров). В этом названии проекта (оно производно от трех английских слов: "Spirituality" - духовность, "Sport" - спорт и "Art" - искусство) отражена его главная идея и основной замысел: поиск новых путей повышения духовно-нравственной ценности спорта и его интеграции с искусством. Гуманизация спорта и его интеграция с искусством не рассматриваются в проекте как самоцель. Речь идет о том, чтобы на основе предлагаемых проектом форм объединения спорта (в его гуманизированной, "одухотворенной" форме) с искусством и другими видами духовно-творческой деятельности разработать и внедрить в практику целостную систему воспитания, образования и организации досуга различных групп населения, включая инвалидов. Для достижения этой цели и практической реализации идеи интеграции спорта с искусством предусматривается организация Спартианских игр, создание Спартианских клубов и развертывание спартианского движения. С 1991 г. ведется практическая работа в этом направлении [см. 3-6].

В Южной Корее разработана программа (автор Kim Yong-Whan) под названием "Радостная жизнь" ("Pleasant Life"), которая предусматривает интеграцию музыки, изобразительного искусства и физического воспитания в рамках системы образования и организации досуга школьников [см. 7].

С учетом этой ситуации в 1998 г. начато исследование, в ходе которого решаются следующие основные задачи: дать сравнительный анализ двух упомянутых программ; определить возможность и пути их синтеза; экспериментально проверить новую программу, созданную на основе такого синтеза, в работе с различными группами населения, включая инвалидов.

Литература

1. Губарева Т.И., 1997. Комплексная "спартианская" программа культурно-спортивной работы с инвалидами // Проекты, программы, технологии. Отечественный и зарубежный опыт. (Духовность. Спорт. Культура. Вып. пятый, ч. II): Сб. - М.: РАО, Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, Смоленская олимпийская академия, с. 106-195.

2. Столяров В.И., 1993. Решение проблемы социальной реабилитации инвалидов на основе проекта "СпАрт" // Сб. материалов к лекциям по физической культуре и спорту инвалидов, т.1, Малаховка, с. 128-138.

3. Столяров В.И., Губарева Т.И., 1996. Социально-педагогическое и оздоровительное воздействие Спартианских игр на инвалидов // Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования / Сб. научн. тр. и проектных материалов. - М.: Институт педагогич. инноваций РАО, с. 351-360.

4. Столяров В.И., Губарева Т.И., Лубышев Е.А., 1997. Спартианская программа социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. восьмой. Гуманистически ориентированные формы физкультурно-спортивной работы с инвалидами: Сб./Сост. и ред.: В.В.Кузин., В.И.Столяров, Н.Н.Чесноков. - М.: Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, с. 11-129.

5. Kim Young-Hwan, 1988. A case study on curriculum integration art, music and physical education for the first and second graders // Abstracts. New Horizons of human movement. 1988 Seoul Olympic scientific congress, September 9-15. 1988. Dankook University, B.II., pр. 238-239.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Губарева, Т. Проблема организации досуга и реабилитации детей-инвалидов с учетом корейской и российской программ интеграции спорта и искусства / Губарева Т., Столяров В., Ян Ан-Сук // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 452-453.