ДВИГАТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ СПОРТСМЕНА КАК ОБЪЕКТ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ДВИГАТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ СПОРТСМЕНА КАК ОБЪЕКТ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

С.Дмитриев

Нижегородский государственный педагогический университет,
Нижний Новгород, Россия

1. Культура двигательных действий спортсмена как цель, средство и результат образовательных технологий в сфере физического воспитания и спорта чрезвычайно многоаспектна и полиструктурно дифференцирована. Можно рассматривать данную культуру как творчество личности (процесс и результат творческого самораскрытия в двигательных действиях), феноменологически (духовно-деятельностное бытие личности), технологически (творчество личности как "алгоритмизация неалгоритмизируемого"), как особый продукт межсубъектной коммуникации ("текст движений" в контексте культуры).

2. Культура выступает как особый способ межсубъектной коммуникации, как диалог смыслов человеческой деятельности в любых разновидностях - мышление, спорт, искусство, научное познание, языковые практики, в которых человек не столько производит, сколько "производится" сам. В двигательных действиях спортсмена осуществляется: коммуникативное истолкование духовно-ценностного мира и "транспортировка" конкретных культурных смыслов деятельности в "жизнь социума"; манифестация "Я" в системе спортивных движений и вхождение личности в структуру мира, а также внедрение этой структуры в "предметный мир" человека.

3. Термин "текст" понимается культурологами весьма широко - сам человек и его деятельность представляют собой своего рода тексты (опредмеченные в системах движений "психомоторные произведения"), за которыми всегда стоит порождающая их "языковая личность". С нашей точки зрения, "психомоторный текст" можно рассматривать как ответ на определенный вопрос, как указание на способ решения определенной задачи, как "порождающую модель", в которой с помощью "языка движений" субъект двигательного действия "высвечивается", транскрибируется в объектности культуры.

4. Язык внутри- и межкультурного общения используется человеком не только как средство выражения и передачи знаний и умений в социокультурном пространстве, но и как механизм "социокультурного видения" объективной реальности, который позволяет понять и интерпретировать многообразный коммуникационный поток (связанный с творческим воспроизводством двигательных действий) под углом зрения интенциональности, рефлексивности, личностных смыслов и значений. Сотворить и прочитать текст как своего рода "культурологическое действие" может только человек с развитыми социокультурными потребностями и способностями. Культура, личность и деятельность порождаются только друг через друга. Создавая ту или иную систему движений, спортсмен культивирует, делает ее "произведением культуры" и, давая ей жизнь, осваивает технико-технологическую структуру, психосемантические механизмы двигательных действий, достраивает и переконструирует личностный тезаурус (см.рисунок).

5.Знаковые системы (как представители других предметов, свойств или отношений) являются средствами общения и коммуникации. Сами по себе знаки с другими материальными объектами не взаимодействуют. Они способны воздействовать на "мир вещей" в области культуры только через мир идей. Это комплементсвязывающие элементы коммуникативного пространства. Связь объекта (двигательного действия) и знака осуществляется через образы - образ объекта вызывает образ знака или образ знака создает образ объекта. Весьма важно иметь в виду, что интерпретационно-семантический образ двигательного действия возникает не в результате одностороннего воздействия объекта на сознание, а как продукт взаимодействия объекта с тезаурусом субъекта. В случае дезинтеграции указанного взаимодействия может возникнуть распад системы значений элементов спортивной техники, десемантизация, полисемический диссонанс в ходе понимания и интерпретации механизмов двигательных действий. Известно, что внутренний мир действующей личности состоит, прежде всего, из социально-личностного пространства разных людей. Предметный мир - это и есть диалог разных субъектов культуры, диалог смыслов человеческого бытия и его деятельностного сознания. В "диалогическом сознании" человека (как носителя языка, в том числе "языка движений") утверждается многосубъектность и многомерность его деятельностного бытия, развивается многозначная и противоречивая система ценностей, осуществляются семантические приращения, порождаемые эвристическим функционированием смыслового образа системы движений, символа и знака, отражающих двигательные действия.

? Бытие-в-себе, обладающее объективным существованием (объективная реальность).

? Бытие-для-себя, включающее отношение к себе (субъективная реальность) и Бытие-для-другого, включающее отношение к другому (интерсубъективная реальность).
? Личностно-сверхличностное Бытие человека, соединяющее все области человеческого существования (включая транссубъективную реальность).

6. "Психомоторные тексты" как определенные знаковые системы не существуют в качестве модели вне их логико-семантической интерпретации (понимания и истолкования). Отметим, что сциентистски ориентированное понимание "произведений культуры" (в том числе систем движений спортсмена) возможно только одно, а интерпретаций - множество. Функцию отображения или воспроизведения объекта выполняют порождающие знаковые модели (концепты, конструкты) в сознании человека, знающего язык семиотических систем. При этом спортсмен должен выступать в роли творческого читателя, а не "бездушного чтеца" того или иного "текста движений". Человеческий язык (в отличие от языка животного) способен иметь подтекст. Интерпретатор извлекает релевантную информацию в соответствии с его потребностями и целесмысловыми установками. По сути дела порождающая знаковая модель двигательных действий представляет собой не знак, а функциональное единство знака (как выражающего средства при коммуникации и общении), значения (как выражаемого содержания, которое в то же время является отображением системы движений) и смысла. Последний может "вычитываться" из объекта или "вчитываться" в него только самим спортсменом в процессе осмысливания спортивной техники. Вне субъекта деятельности смысла не существует.

7. Можно выделить семь основных механизмов "взращивания" смысла деятельностью и одновременного "вращивания" смысла в деятельностное сознание спортсмена: смыслополагание (приписывание смысла и значения элементам знаковой системы или системам деятельности человека); смыслопостижение (освоение смыслов, ранее внесенных в социокультурные объекты и постигаемые нами); смыслоинтерпретацию (переработка усвоенных человеком смыслов в соответствии с его концептуально-ценностной системой); смыслотворчество (порождение смыслов собственной духовной или практической деятельности); смысловыражение ("растворение" личности автора в системе движений, репрезентация духовной сущности человека в его деятельности); смысловое вживание (ценностный смысл перестает быть изначально присущим тексту, а становится результатом взаимодействия знаковых систем и их реципиента - текст одновременно и "оказывает воздействие" на читателя и "испытывает" влияние от него); перенесение смысла (метафора, аллегория, семантическая экспансия из текста в контекст, подтекст или затекст).


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Дмитриев, С. Двигательное действие спортсмена как объект социокультурных исследований // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 454-456.