НОВЫЕ ФОРМЫ КЛУБНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ СПОРТЕ

НОВЫЕ ФОРМЫ КЛУБНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ СПОРТЕ

А.Перевозников, Н.Кудрявцева, В.Столяров

Российская государственная академия физической культуры,
Москва, Россия

1. В настоящее время в организации массовой спортивной работы с детьми и молодежью все более важное значение придается деятельности спортклубов. Так например, в Финляндии 450 тыс. человек (34% населения), включая детей и молодежь, являются членами различных спортклубов рекреационной направленности.

2. Спортклуб является прекрасной школой для детей и молодежи научиться общению друг с другом, жизни в обществе, соблюдая принципы демократии, коллективной и личной ответственности.

3. Программы деятельности детско-юношеских спортклубов за рубежом носят различный характер.

Обычно их деятельность связана с внешкольными программами. Так, "Клуб тысячи миль", созданный в Великобритании в университете Лоуборо, объединяет школьников-любителей бега. Неординарной формой работы с "трудными" подростками стали возникшие в 1986 г. в некоторых штатах США клубы "Лиги полуночного баскетбола", которые проводят баскетбольные матчи ночью.

Деятельность многих спортклубов для детей и молодежи связана с новыми видами спорта. Так, в США возник новый вид спорта - прыжки через две веревки с выполнением сложных движений -, по которому проводятся школьные, городские и даже международные соревнования. Любители этого вида спорта объединяются в клубы "Дабл-дач". В Финляндии среди молодежи популярны клубы "Хи-хоп", которые проводят двухдневные соревнования по аэробике.

Некоторые детско-юношеские спортклубы не ограничиваются в своей деятельности спортом. Так, созданные в Финляндии клубы, объединенные движением "Новые течения", организуют: различные спортивные соревнования; оздоровительные и развлекательные мероприятия; выставки, отражающие деятельность клубов; спортивные лагеря; группы здоровья в школах и т.д. На социальную деятельность ориентированы и создаваемые в США школьные инициативные клубы, которые организуют соревнования и продажу билетов на них, различные спортивные аукционы и т.д. для сбора средств, необходимых для финансирования школьных спортивных программ.

4. В нашей стране в условиях перестройки политической, экономической и других сфер жизни также ведутся поиски новых форм спортивных клубов для детей и молодежи. Одной из них являются, например, клубы Добрыни Никитича. Идея этого клуба состоит в том, что мальчики и юноши, желающие стать членами клуба, должны: 1) быть честными, справедливыми и преданными Отечеству и 2) выдержать испытания, подтверждающие, что они хорошо физически подготовлены. Разработаны различные варианты зачетных требований этих испытаний.

В рамках спартианского движения, которое развивается в нашей стране с 1991 г., все более широкое распространение получают самодеятельные Спартианские клубы, программа которых разработана автором концепции этого движения В.И.Столяровым.

Спартианский клуб - добровольное объединение отдельных лиц, семей, коллективов (спортивных, художественных и т.д.) с целью совместного активного отдыха, общения, развития и проявления способностей в различных видах творческой деятельности на основе организации Спартианских и других игр (включая народные и национальные игры, забавы, развлечения), соревнований, объединяющих спорт с искусством, а также подготовки к ним. Членами клуба могут быть лица разного возраста, разных увлечений, разной физической подготовки и физического состояния, в том числе инвалиды.

В начале работы Клуба обычно используются традиционные игры, соревнования, известные программы Спартианских игр и т.д. Однако в последующем ставится задача придумать новые, оригинальные игры и соревнования, программы Спартианских игр и т.д. Для этого в Клубе проводится спартианский конкурс изобретателей.

Важное направление деятельности Клуба - оказание помощи членам Клуба в подготовке к Спартианским играм, программа которых требует разносторонних знаний и умений в спортивной, художественной и других видах творческой деятельности. В целях оказания помощи членам Клуба в этом их спартианском образовании в Клубе создается Спартианская школа. При организации ее работы используются некоторые традиционные формы работы (создаются, например, спортивные и оздоровительные секции, музыкальные, литературные и других кружки художественного творчества и т.д.). Однако основное внимание уделяется использованию новых методик, технологий, форм работы, основанных на принципах гуманистической педагогики и психологии. К их числу относятся: методики групповой психотерапии (психодрамы, телесной и танцевальной терапии, терапии искусством, игровой терапии и др.); методы раннего выявления и развития индивидуальных творческих способностей; методика развития конструктивного творчества; сенсомоторный метод М.Монтессори; методы социально-педагогической реабилитации Т. Хельбрюгге и др. Наряду с традиционными методами физического воспитания, которые требуют от учеников запомнить информацию, которую им сообщил преподаватель, и повторить продемонстрированные им движения, важную роль в системе спартианского образования играет разработанная В.И. Столяровым методика, ориентирующая учеников на творческое выполнение заданий преподавателя.

Существенный компонент спартианского образования - обучение выразительным, художественным движениям, которые передают темп, ритм, содержание и динамику музыкального сопровождения, соответствуют определенному сюжету, зримым и слышимым картинам, предлагаемым педагогом, имитируют движения различных животных и т.д. При этом используются методики художественного движения Л.Н. Алексеевой, средства пластико-ритмической и антистрессовой пластической гимнастики, методика организации работы театра движений (спортивных пантомим) и т.д.

Как ни важна помощь специалистов в физическом, психическом и духовном совершенствовании, развитии творческих способностей детей и молодежи, членов Спартианского клуба, главный акцент в его работе делается на организацию процесса их самопреодоления, самосовершенствования, самовоспитания. Один из вариантов решения этой задачи состоит в том, что каждый член Клуба в соответствии со своими возможностями и планами на будущее разрабатывает индивидуальную спартианскую программу развития. Она называется "спартианской", так как ориентирована на формирование и развитие многосторонних способностей, их проявление в различных сферах творческой деятельности - в том числе в области спорта и искусства. Разработке таких программ предшествует тестирование состояния здоровья, физических, психических, художественных, творческих и других способностей. Это тестирование, проводимое с помощью специалистов, призвано помочь членам Клуба выявить свои "плюсы" и "минусы", осознать свои возможности, а вместе с тем недостатки, и наметить конкретную программу своего "спартианского" совершенствования.

Для повышения активности детей и молодежи в разностороннем самосовершенствовании в Клубе присуждаются специальные награды тем его членам, кто в течение определенного времени (например, в течение года) добился наибольших достижений в реализации намеченной индивидуальной программы.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Перевозников, А. Новые формы клубной работы в детско-юношеском спорте / Перевозников А., Кудрявцева Н., Столяров В. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 457-459.